«На обиженных воду возят!» – кто из нас не говорил это своему ребенку в те минуты, когда тот надувал губы и вот-вот был готов заплакать из-за какой-либо несправедливости? Всегда ли безопасно игнорировать детские обиды, не воспринимая их всерьез? За ответом мы обратились к опыту психологов.
Маленький ребенок еще не понимает, что мир не всегда вертится в сторону его желаний. Соответственно, если какой-то детский каприз или просьба остаются без внимания родителей, маленький человек обижается. Как правило, взрослые в лучшем случае просто не воспринимают детские обиды всерьез, а в худшем – начинают кричать на ребенка, пытаясь приказами и угрозами подавить чувство обиды и призвать ребенка к послушанию.
И тот, и другой тип отношения к детским обидам не является правильным.
Психологи настоятельно рекомендуют ни в коем случае не игнорировать детские обиды – впоследствии это ведет к тому, что все обиды ребенок начинает копить в себе, становится раздражительным, замкнутым и недоверчивым, исчезает контакт с родителями. В результате возникают проблемы в период взросления.
Неразрешенные обиды периода 3-6 летнего возраста приводят к агрессии, пониженной успеваемости и плохой социальной адаптации детей в подростковом возрасте.
Что же делать с детской обидой?
Ни в коем случае не игнорируйте ситуацию, когда ваш ребенок обиделся. С обиженным ребенком нужно разговаривать спокойно и дружелюбно, объясняя, что его очень любят, а выполнить его требование в данный момент не смогли по определенным причинам (важно, чтобы эти причины были объективными).
Вовлеките ребенка в разговор, расскажите ему о своих переживаниях в таком же возрасте, спросите, что сделать для того, чтобы он не обижался.
Попытайтесь понять причину обиды. Возможно, ребенок требует игрушку оттого, что у его сверстников уже есть такая, и он хочет чтобы его считали за своего. Или ему просто не хватает любви и внимания.
Вы достигнете лучшего результата, если постараетесь понять ребенка и поговорить с ним на понятном ему языке.
Комментарии