Завершаем серию публикаций психолога Марины Озеровой о детях от 1 до 3 лет. В первой статье обсуждалась ведущая деятельность детей этого возраста, во второй — особенности восприятия в раннем детстве, которые часто игнорируются современными родителями и воспитателями. Сегодня — о том, откуда берется любознательность, что значит предоставить трехлетке свободу и о границах.
Когда мне родители жалуются на подростка (или даже на младшеклассника), которому «ничего не интересно», я понимаю, что в период раннего детства эти же самые родители старательно душили в этом ребенке природную любознательность, с которой он родился и которая для него была естественным состоянием 24 часа в сутки с перерывами на сон.
Откуда же берется любознательность, и как не мешать ее развитию?
В психологии существует понятие «литического периода» для формирования какого-либо навыка или качества. Это такое время, которое оптимально подходит для развития того или иного. Например, дошкольный период детства — литический для развития творческого мышления. Конечно, можно очень серьезно работать со взрослым человеком, чтобы растормошить его привыкший к шаблонам мозг, но гораздо легче, быстрее и проще научить мозг мыслить креативно именно в дошкольный период жизни.
Итак, как раз период раннего детства — литический для любознательности.
Что это означает?
Как мы помним, ребенок в это время представляет собой вечный двигатель по получению и переработке информации от кинестетического канала восприятия. Если соответствующий центр в мозгу работает вяло или не работает вовсе (пока ребенок смотрит такие любимые родителями добрые мультики), желание познавать дальше тоже идет на убыль. Чем больше нагружен мозг подобной работой, тем выше желание познавать в дальнейшем. Мы уже знаем, что раннее детство закрепляет модели поведения для будущего, то есть личность получает те самые установки, на которые она будет опираться в последующие периоды. Если закреплена активность и любознательность — родители не могут получить потом апатичного и озлобленного подростка. И наоборот.
Правило первое — ребенок свободно исследует мир. Свободно не в смысле, что ему нужно позволить упасть с балкона, а в смысле, что не надо орать на каждом шагу «Не трогай! Упадешь! Разобьешь!». Лучше убрать драгоценный подарок свекрови на антресоли и поставить заглушки в розетки, а заодно выдать всем приходящим родственникам лошадиные порции валерьянки.
Как мы уже говорили, самое активное поле деятельности для мозга ребенка предоставляет природа, поэтому чем чаще ребенок имеет дело с природными объектами и материалами (поиграйте с листиками и палочками на прогулке, понаблюдайте за жуками в траве), различными настоящими фактурами (песок, кора, камушки), тем лучше подпитывается его стремление к исследовательской деятельности.
Исследователи, как известно, любят экспериментировать и получать различные результаты одного и того же опыта. Я уже писала, что запрограммированные игрушки какого-нибудь там поколения не дают ребенку никаких результатов деятельности кроме изначально заданного. Поэтому чем больше вокруг предметов и дел, в которых ребенок может получать разные результаты, тем лучше (если опрокинуть на себя пустую чашку — результат один, если с чаем — другой, а с вареньем — вообще третий и куда интереснее!).
Вообще чем больше у ребенка стимулов для активной добычи знаний, чем больше этих «зон свободного эксперимента», тем более неутомимый исследователь вырастет в дальнейшем. Не нужно представлять себе это глобально, как и в общении с природой не нужно думать, что ребенку нужен зоопарк. Можно устроить смелые эксперименты и в тесной комнате, выдав ребенку ящик природных материалов или поставив в ванну ведро с водой, а рядом — пакетик мелких вещиц. Главная цель периода раннего детства — найти новый, неизвестный ранее способ манипулирования с известными предметами (поэтому сотовый телефон проходит испытания на плавание в унитазе, а в кастрюлю с супом, пока мама не видит, летят цветные карандаши). Чем больше у ребенка таких предметов, с которыми ему позволительно находить новые действия без особого вреда для окружающих, тем дальше он захочет идти в познании окружающего мира.
Наша задача — показать ребенку в этот период, что мир бесконечен и многообразен. Этому, как написано выше, как нельзя лучше способствует природа — ведь каждая былинка неповторима и производит такое количество необычайно интересных действий для кинестетического канала, что можно не заниматься никакими другими «развивающими занятиями».
Плюс к этому ребенок должен делать свои открытия, а не получать уже готовые знания. Понятно, что мы называем для него предметы, но не стоит бежать впереди его любопытства и забивать его механическую память ненужными пока сведениями. Сейчас период наблюдения, опытов, экспериментов. Подождите следующего этапа — обобщение полученных результатов и выводы обязательно последуют!
Если мы объясняем ребенку, что мир в общем-то довольно шаблонный и скучный (эту кнопку нажмешь — будет только так, все давно уже придумано и разложено по полочкам, от твоих действий ничего не зависит) и пичкаем готовыми, переработанными кем-то знаниями (обязательно зубрить цвета, буквы, слоги, цифры, интегралы в два года) — исследовательским способностям больше нечего делать, они потихонечку атрофируются. Человек привыкает, что для мозга все дается готовым и пюрированным, как детское питание в баночках, и перестает стремиться сделать свои собственные открытия.
Вторая важная составляющая в сегодняшней части — активная позиция, позиция «Я». В конце периода раннего детства ребенок проходит так называемый «кризис трех лет», в результате чего он переходит с позиции объекта (ему, о нем, к нему, для него и т.п.) на позицию субъекта в этом мире (Я хочу, Я решил, Я сделаю, Я САМ!). Он начинает впервые воспринимать себя отдельной личностью, а не частью мамы (психологически в раннем детстве это именно так).
Родителям нужно много мудрости и терпения, чтобы научить ребенка в этот период соблюдать границы и при этом не погасить стремления к самостоятельности и инициативе. Вместо «дай я тебе помогу; дай я тебе сделаю; дай мне, ты еще не умеешь» можно учитывать «Я-позицию» и сказать примерно так: «Ты САМ сделаешь вот это и вот это, а я только здесь немножко». Решите, в какой области ваш ребенок может «Якать» и «решать сам», и давайте ему свободу выбора в четко очерченных границах (он может решить, в каких штанах выйти из дому, но выход из дома запланирован вами и не обсуждается).
Подумайте, какие иллюзии выбора и свободы решений могут немножко разрядить «кризисную» обстановку в доме. Выделите ребенку такие дела и такие предметы, чтобы он действительно делал, что вздумается, в этих рамках (вместо «нельзя прыгать на диване» купите батут, вместо «нельзя разливать воду за столом» дайте ребенку в ванной играть с водой сколько угодно в определенное время, и так далее).
Третья, особенно важная составляющая сегодняшней темы — границы. Именно в раннем детстве ребенок усваивает первую систему запретов. Родители должны продумать каждый запрет, насколько он необходим, и если они имеют четкое представление о системе «можно-нельзя» для ребенка, то должны строго придерживаться выполнения этого, чтобы не было «нельзя, потому что у мамы плохое настроение; можно, потому что папа не хочет крика и нытья».
Границы совершенно необходимы, и именно в этом возрасте. Ведь сейчас ребенок начинает осознавать себя отдельной личностью, у него перестраивается модель поведения, он переходит на другую ступень по отношению к остальным членам семьи. Свобода без ограничений невозможна, это уже распущенность. Поэтому в этот период ребенок должен понимать свою свободу действий и приобрести первые знания о табу.
В раннем детстве закладывается фундамент морально-нравственных основ человека, его будущего отношения к людям. Не надо бить другого по голове не потому, что мама поймает, а потому, что ему БОЛЬНО. В этот период при закладывании границ поведения ребенок начинает учиться эмпатии и осознанию позиции другого человека. То есть границы раннего детства — первый моральный кодекс человека.
Комментарии