Способность к вербальному и невербальному общению состоит из умения и желания взаимодействовать с другими людьми для обмена идеями, мыслями и чувствами. Большинство детей учатся общаться для того, чтобы удовлетворять свои потребности и/или эффективно взаимодействовать с любимыми взрослыми.
Младенцы проявляют первые попытки коммуникации буквально с самого рождения и делают это посредством звуков (плача, крика, писка), мимики (зрительного контакта, улыбок, гримас) и пантомимики (движения ножками в случае волнения или расстройства, а затем и жестов, например, указывая на что-то). Когда взрослые реагируют на усилия малышей, те продолжают развивать свои навыки общения, чтобы более умело сообщить о том, в чем они нуждаются или чего хотят.
В первые несколько лет жизни навыки общения детей развиваются не по дням, а по часам:
Новорожденный малыш прижимается лицом к груди матери, которая в ответ говорит ему: «Проголодался, мой маленький. Я тебя сейчас покормлю». Так ребенок узнает, что его близкие реагируют на его сигналы и первые попытки коммуникации.
9-месячный карапуз, сидя на высоком стульчике, начинает баловаться с едой, будто убирая ее с тарелки руками. Отец замечает его жест и говорит: «О, да ты уже, видно, подкрепился. Как насчет того, чтобы выбраться со стула и отправиться в парк?». Так малыш начинает понимать, что может успешно доносить свой посыл до родителей.
12-месячная девочка, гуляя по парку, указывает на что-то очень важное и говорит дедушке: «Бечка! Бечка! Бечка!». Он говорит: «Мне очень жаль, маленькая, но я не понимаю. Не могла бы ты повторить еще раз?». Она продолжает указывать и повторяет еще несколько раз. И наконец дедушка говорит: «А! Белочка! Вижу ее на том дереве!». Благодаря данной ситуации девочка узнаёт, что ее близкие будут усердно стараться для того, чтобы понять то, что она пытается им сказать.
3-летний малыш болтает с мамой по дороге домой из садика. Он рассказывает ей, что любит песни и сладости, но ему не нравится, какой песок сыпучий. Мать слушает и задает ему вопросы. Так малыш узнаёт о том, что то, что он говорит, важно для его близких, и что он уже хорошо излагает свои мысли.
Советы родителям о том, как лучше реагировать на попытки коммуникации ребенка
Реагируйте на жесты, взгляды и звуки, издаваемые вашим малышом
Когда малыш тянет к вам ручки, чтобы вы взяли его на руки, выполните его желание, поцелуйте и прокомментируйте простыми словами: «Хочешь на ручки?». Когда он что-то лепечет, поговорите с ним. Когда смотрит на вас, установите зрительный контакт и тоже поговорите. Такие реакции дадут ребенку понять, что его попытки являются важными и эффективными, а значит, они будут стимулировать его продолжать развивать навыки общения.
Беседуйте и выслушивайте ребенка
Когда вы разговариваете с ребенком, дайте ему время на то, чтобы собраться с мыслями и сформулировать свой ответ. Установите зрительный контакт на уровне ребенка. Это продемонстрирует ваше желание услышать то, что он хочет сказать. Задавайте открытые вопросы: «Что ты думаешь о сегодняшней дождливой погоде?», «Как ты думаешь, в какую сторону направляется дождь?», «Как ты думаешь, дождь помогает цветам расти?», «Почему небо такое серое?». Такой разговор помогает малышу убедиться в том, что у него получается общаться, и мотивирует к дальнейшему развитию своих умений.
Помогайте детям проявлять разговорные навыки
Дайте детям возможность проявить свое умение разговаривать: «Значит, ты маленький голодный червячок, который хочет съесть все на свете? Чего бы тебе хотелось? Давай перечислим всё, что ты хотел бы съесть».
Расскажите ребенку о невербальном общении
«Витюша, видишь, как Катя поднимает руки, чтобы закрыть лицо? Ей не нравится, когда ты бросаешь мяч так сильно. Я знаю, что ты можешь бросать его не так сильно, чтобы ей хотелось продолжать с тобой играть».
Уважайте и признавайте чувства вашего ребенка
Дети будут гораздо чаще делиться своими мыслями и чувствами, если они знают и уверены в том, что их не осудят, не передразнят или не подвергнут критике. Вы можете сопереживать опыту ребенка, но не соглашаться с его моделью поведения. Например: «Я знаю, что ты боишься спать один, но тебе нужно оставаться в своей постели. Может, тебе включить спокойную музыку?». Или: «Я знаю, что ты злишься, но кубиками бросаться нельзя. Вот тебе подушка – можешь побить ее».
Пополняйте словарный запас ребенка названиями эмоций и чувств
Расширяйте словарный запас ребенка так, чтобы он мог словесно выражать свои переживания. Например: «Ты грустишь, потому что папа уехал в командировку». Имейте в виду, что эмоции не являются хорошими или плохими, они просто есть. Иногда родители боятся, что, разговаривая о сильном чувстве, они будут нагнетать его, но в действительности происходит обратное: когда дети чувствуют, что их эмоции и чувства уважают, они справляются с ними лучше и в состоянии двигаться дальше.
Комментарии