Всем родителям хорошо известно, что маленькие дети любят все новое. Покажите ребенку что-то, чего он не видел раньше, – и ребенок потянется к этому предмету, захочет к нему прикоснуться или взять в рот. Так он познает окружающий мир.
Но чтобы понять, как устроен мир, одного чувства новизны ребенку недостаточно. Американские психологи в результате недавнего исследования установили, что неожиданная информация, которая противоречит представлениям ребенка о мире (в частности, его понятиям о тяжести, твердости предметов и т. д.) способствует более эффективному обучению.
В исследовании приняли участие 110 младенцев в возрасте 11 месяцев. Психологи попытались выяснить, как неожиданные ситуации, которые противоречат пониманию детьми окружающего мира, влияют на получение ими новых знаний. Исследователи предположили, что дети с рождения имеют определенные знания о том, как устроен мир. Например, они понимают, что предмет твердый, исходя из того, что сквозь него не проходят другие предметы, или знают, что если бросить предмет, он упадет, а не зависнет в воздухе.
Целью исследователей было поставить под сомнение эти знания ребенка об окружающем мире. Они катили мяч в присутствии ребенка, при этом используя экран, имитирующий стену. Когда исследователь катил мяч, одна группа детей видела, как мяч ожидаемо остановился возле стены. Другие дети видели, как мяч «прокатился сквозь стену» (то есть сквозь экран). В это же время издавался скрипящий звук. Постепенно этот звук стал ассоциироваться у детей с новой игрой и с мячом. Группа детей, которая столкнулась с необычным явлением (мяч прокатился сквозь стену) быстрее научились ассоциировать звук с предметом, чем те, которые видели привычную картину (мяч остановился возле стены).
Чтобы убедиться в том, что дети действительно воспринимают новую информацию, а не просто увлеклись новой игрой, исследователи повторили эксперимент, в котором единственным отличием от предыдущего было то, что скрипящий звук был изменен на стук. В этом случае группа детей, которая видела, как мяч «проходит сквозь стену», также показывала лучшие результаты в восприятии новой информации. Эксперимент подтвердил гипотезу о том, что дети действительно устанавливают новые связи и воспринимают новую информацию об окружающих объектах, а не просто проявляют интерес к новому предмету.
Это подтверждают и другие эксперименты психологов, в которых дети пытались найти объяснение противоречащим друг другу явлениям. Например, когда шары, казалось, «проходили» сквозь стену, дети стучали по ним, проверяя их твердость. Когда предметы «зависали» в воздухе, дети бросали их. Психологи пришли к выводу: если бы дети были просто заинтересованы новыми предметами, их действия не были бы настолько конкретно направлены на то, чтобы проверить свойства, в которых дети засомневались.
Эти эксперименты подтверждают идею о том, что для эффективного обучения необходимо не только воспринимать новую информацию. Неожиданная или противоречивая информация помогает детям подтвердить или проверить свои знания и объяснить события, которые не вписываются в их картину мира.
В связи с результатами исследования возникает вопрос о том, как их можно использовать в процессе обучения. Могут ли учителя и воспитатели использовать неожиданные ситуации в процессе обучения? Психологи предполагают, что такие методы эффективны и для обучения детей старшего дошкольного возраста, поскольку они заставляют их пересматривать свое понимание окружающего мира и узнавать новую информацию.
Комментарии