Все родители хотят, чтобы их сыновья и дочери выросли счастливыми и хорошо приспособленными к взрослой жизни людьми. Но когда дело доходит до необходимости развития у детей навыков общения, многие родители теряются и не знают, что делать. Как же помочь детям приобрести столь необходимые в жизни навыки?
Социальное развитие ребенка – это важная составляющая достижения успеха и счастья во взрослой жизни, порой оно даже важнее, чем академические навыки или интеллект. Родители способны в значительной мере повлиять на социальный интеллект своих детей и научить их тому, что даже мы, взрослые, по-прежнему совершенствуем, например, умение заводить дружбу или справляться с отказом. Это важные уроки, и чем раньше дети начнут их осваивать, тем лучше.
Навыки общения, которые необходимо знать всем детям
Кажется, что некоторые дети по природе своей лучше социально адаптированы, чем другие. Это тот тип людей, к которым тянутся окружающие и которые легко заводят дружеские отношения. Не переживайте, если ваши дети не относятся к этой категории и не пребывают в центре внимания сверстников. Как и любому другому навыку, навыку общения можно научить, и, кроме того, «быть социальным» или компанейским – это ведь не самоцель.
Однако очень важно, чтобы дети умели выстраивать полноценные отношения (социальные связи) с другими детьми, могли сопереживать окружающим и взаимодействовать с ними надлежащим образом и обладали навыками адаптации к некомфортным ситуациям. К сожалению, исследование, проведенное в университете Мемфиса, показывает, что многие студенты не знают, как справляться со сложными межличностными ситуациями, которые предполагают и включают следование указаниям, поддержание подобающего разговора, выслушивание, комплименты, правильное поведение при возникновении пауз в разговоре или при услышанных насмешках, травле или просто во время отдыха с друзьями.
Это базовые навыки, которыми желательно обладать всем детям. В зависимости от возраста им могут понадобиться также более конкретные навыки коммуникабельности.
Навыки общения для детей дошкольного и начального школьного возраста
Университет Вандербильта на основании опроса восьми тысяч учителей начальных классов и двух десятилетий исследований в классах выделил десять лучших детских навыков общения, необходимых для достижения успеха в школе, а именно:
слушать других;
следовать инструкциям;
следовать правилам;
не обращать внимания на отвлекающие факторы;
обращаться за помощью;
говорить по очереди;
ладить с окружающими;
сохранять спокойствие при взаимодействии с другими людьми;
быть ответственным за свое поведение;
делать приятное другим людям.
Может показаться, что данные навыки общения предназначены для того, чтобы «хорошие девочки и мальчики» получили галочки за «умение ладить с другими людьми», но это действительно основы поведения, которые помогают детям добиваться успеха (а не только выживать) в мире, где принято соблюдать правила поведения в обществе. Цель состоит не только в том, чтобы дети научились сотрудничать, но и в том, чтобы они обладали такими социальными навыками, которые позволят им постоять за себя и позаботиться о других.
Навыки общения для детей предподросткового возраста и подростков
Старшие дети в средних и старших классах должны владеть более сложными навыками коммуникабельности по причине растущего давления сверстников и просто деликатного периода своей жизни, называемого юностью или подростковым возрастом. Это время, когда дети становятся более независимыми, хотя при этом продолжают формировать круг общения; время, когда они принимают сложные решения о том, кто они есть и кем хотят быть, но могут также начать излишне переживать о том, что о них думают другие люди.
Как перестать беспокоиться о том, что думают другие
Все мы грешим этим. Каждый день, просыпаясь после сна, мы начинаем переживать о том, что думают о нас или о ситуации другие. Так и подростки. Однако они могут развить свой эмоциональный интеллект, если научатся:
устанавливать собственные цели;
определять и изменять свое саботажное поведение;
ассертивно* добиваться удовлетворения собственных потребностей;
сочувствовать другим людям;
конструктивно управлять гневом;
разрешать конфликты мирным путем.
Легко сказать, что малыш должен научиться следовать инструкциям или подросток должен уметь быть ассертивным, другое дело знать, как лучше всего помочь им в этом. Итак, давайте рассмотрим несколько стратегий.
Моделируйте навыки общения
В первую очередь мы учимся коммуникабельности в своей семье, и то, что делают родители, намного важнее того, что они говорят. Поэтому не переживайте, что дети вас не слушают, лучше беспокойтесь о том, что они постоянно за вами наблюдают.
Моделирование позитивных навыков общения включает демонстрацию уверенности в себе при взаимодействии с окружающими людьми, дружеское отношение к незнакомым людям, предложение помощи посторонним, а также уважительное отношение к собственным детям (независимо от того, насколько сильно они испытывают наше терпение).
Учите ребенка быть внимательными к другим людям. Родители должны выбирать приоритеты, поэтому смиритесь с беспорядком в доме, который устраивает ребенок, и, если необходимо, и с тем, что он бьет баклуши, но научите его учитывать интересы других людей. Моделируйте соответствующее поведение, хвалите ребенка, помогайте ему придумывать способы решения проблем со сверстниками и не позволяйте намеренно или ненамеренно проявлять неуважение по отношению к другому человеку. Если вы не можете противостоять неуважению ребенка, не обидев его, поговорите с ним об этом позже. Когда дети станут старше, возможно, возникнут ситуации, когда вам придется четко и ясно потребовать, чтобы они проявляли уважение к авторитету взрослых при общении с ними, а также с другими детьми. Часто детям предподросткового и подросткового возраста нужно напоминать об этом и учить их справляться со щекотливыми ситуациями непростых взаимоотношений.
Обучая детей навыкам общения, родители вынуждены выходить из своей защитной «оболочки» и становиться лучше, анализируя собственное поведение и отношение к другим людям.
Родители коммуникабельных детей склонны трактовать социальные события таким образом, чтобы они способствовали развитию жизнеспособных, конструктивных отношений. Вместо заявлений типа «Ну и вредный же это ребенок!» они могут сказать что-то вроде: «Господи, наверное, у него сегодня был очень трудный день». Как правило, они дают конструктивные объяснения, такие как: «Иногда дети просто хотят поиграть сами», а не выражают свое отношение в форме: «Это не очень хорошие дети, раз они не хотят играть с тобой». Эти родители избегают пораженческих комментариев, таких как: «Может быть, ты им не нравишься», и делают следующие предположения: «Может быть, дети не хотят играть в эту игру, но ты можешь предложить им поиграть в другую, которая им понравится».
Такие позитивные, конструктивные заявления заставляют детей относиться к окружающим и к самим себе с оптимизмом. Они демонстрируют жизнестойкое отношение к социальным неудачам и убеждение, что социальные проблемы можно решить с помощью определенных усилий и позитивного поведения.
Не называйте детей застенчивыми
Если ваши дети застенчивы от природы или чувствуют себя неуверенно в присутствии других людей, старайтесь не называть их так и не заставляйте их преодолевать застенчивость. Если ребенок испытывает социальную тревожность, проявите эмпатию и примените подход, ориентированный на решение проблем.
Не называйте ребенка застенчивым. Вместо этого признайте его чувства и скажите, что он способен преодолеть свои страхи. Например, «Иногда тебе требуется некоторое время, чтобы освоиться в новой ситуации. Помнишь, как в день рождения Бори ты держал меня за руку почти весь вечер? Но к концу праздничного вечера ты смог от души повеселиться с другими детьми».
Учите ребенка эффективным стратегиям преодоления застенчивости. Общее правило заключается в том, чтобы принимать проявляющуюся нервозность как часть нормальной жизни, которой подвержены большинство людей, убедить себя, что с тобой в любом случае все в порядке, и сосредоточиться на других, а не на себе. Например, напомните ребенку, что он не обязательно должен быть интересен другим детям, главное, чтобы они были ему интересны. Посоветуйте ему задавать вопросы другим детям и внимательно выслушивать их ответы. Подумайте вместе с ребенком, как он может справляться с ситуацией, которая заставляет его нервничать.
Еще одна причина, чтобы не называть детей застенчивыми, заключается в том, что ваши слова могут иметь силу внушения. Вы можете называть ребенка застенчивым, а он на самом деле просто интроверт и обладатель «спокойного» темперамента. Но «благодаря» вашему ярлыку он начнет испытывать чувство напряженности и беспокойства в социальных ситуациях, а также реальное чувство застенчивости, которое часто является лишь подкрепленной привычкой.
Предоставьте ребенку множество возможностей для проявления себя в группе
Дети учатся навыкам коммуникабельности в первую очередь у родителей, а затем в значительной степени у своих сверстников. Чем больше у ребенка возможностей для взаимодействия с другими людьми, тем лучше.
Это означает, что необходимо поддерживать и поощрять дружеские отношения ребенка, даже если это подразумевает, что вы станете папой-водителем или вам придется во время игр ребенка развлекать совершенно незнакомых вам детей и их родителей.
Также дети узнают о важных навыках, просто играя с вами. Исследования показывают, что дети, чьи родители часто играют с ними, имеют более развитые навыки общения и лучше ладят со сверстниками. Особенно полезно играть с ребенком на его уровне, следуя его указаниям, как сверстник.
Дети получают пользу от такого вида игры по нескольким причинам. С помощью игры с родителями дети могут приобрести много навыков, обычно свойственных социально развитым дошкольникам, описанных ранее. Кроме того, когда родители чутко реагируют на детские идеи по поводу игр, дети могут почувствовать, что они хорошие, эффективные партнеры в игре и, таким образом, захотят играть со своими сверстниками. Наконец, веселые игры родителей с детьми могут внушить последним позитивное отношение к другим детям и заставить их с нетерпением ждать возможности поиграть с людьми за пределами семьи.
Существуют различные занятия для развития навыков общения детей школьного возраста и подростков, которые, как правило, представляют собой забавные и увлекательные игры, например, такие как шарады.
Комментарии