Способ мышления оказывает значительное влияние на чувства и поведение детей. Неприятные, чрезмерно критические мысли могут повредить детской самооценке, помешать взаимоотношениям ребенка и заставить его сдаться, не достигнув поставленной цели.
Иногда такой мрачный, пессимистичный стиль мышления наделяет рождающиеся мысли статусом самовнушенного события или сбывающегося опасения. Например, ребенок думает: «Другие дети ненавидят меня. Все потому, что я, наверное, глупый». Он избегает зрительного контакта и держится замкнуто как на детской площадке, так и в школьных коридорах. Его поведение не позволяет ему заводить друзей и подтверждает, усиливает его вывод о том, что его никто не любит.
Необоснованно негативные взгляды часто приводят к поведенческим проблемам, которых могло бы и не быть. Истерики, неповиновение и соперничество между братьями и сестрами это лишь некоторые из проблем, которые обычно возникают под влиянием негативных мыслей.
Однако с помощью некоторых практических приемов дети могут научиться распознавать и менять свои привычки негативно мыслить.
Примеры негативного мышления
Существует несколько типов негативного мышления. Одни дети негативно относятся к самим себе, другие же боятся, что произойдет что-то плохое. Далее представлены примеры основных типов негативного мышления и того, как оно влияет на поведение ребенка:
Обобщение конкретной ситуации – ребенка попросили уступить брату очередь в игре. Ребенок думает: «Он всегда получает все, что хочет, а мне никогда ничего не достается!». Он возмущается и отказывается играть.
Недооценка своих способностей – когда ребенку говорят, что он неправильно решил задачу, то он рвет свою работу и думает: «Я ничего не могу сделать правильно! У меня всегда выходят только неправильные ответы!».
Преувеличение значения ситуации – ребенок узнает, что в тесте по математике он дал два неправильных ответа из десяти. Он приходит к выводу: «Я отвратительно решаю математику» и дома во второй половине дня отказывается делать домашнее задание по этому предмету.
Прогнозирование того, что произойдет что-то плохое – ребенок думает о докладе, с которым завтра должен выступить перед классом, и переживает: «Я не справлюсь, и все будут смеяться надо мной». Он пытается убедить свою мать, что чувствует себя плохо, поэтому завтра должен остаться дома.
Сосредоточение внимания на негативе – ребенок получил хорошую оценку за контрольную работу по химии, познакомился с новым другом на перемене и был выбран в команду для участия в брейн-ринге. Но, когда его мать спросила о том, как прошел его день, он принялся утверждать, что день был ужасным, потому что он забыл кроссовки на физкультуре. После чего весь вечер провел, хмурясь и закрывшись в своей комнате.
Помогаем положить конец негативу
Умение решать проблемы, связанные с негативным мышлением, – это часть триединого подхода к развитию психологической устойчивости детей. Если вы слышите, что ребенок высказывается вслух слишком негативно или наблюдаете его поведение, которое свидетельствует о том, что он, вероятнее всего, негативно думает, важно приступить к решению этой проблемы как можно скорее. Далее представлены пять способов помочь ребенку утихомирить его негативное мышление.
1. Признавайте чувства вашего ребенка. Когда ваш ребенок плачет от физической или душевной боли, вместо того чтобы сказать ему: «Да у тебя все в порядке», признайте его чувства. Проявите сочувствие и четко разъясните, что вы пытаетесь разобраться и понять, что он сейчас чувствует, – даже если его эмоции кажутся наигранными. Скажите что-то вроде: «Я вижу, что ты огорчен» или «Я понимаю, что ты нервничаешь». Когда дети чувствуют, что их принимают, ценят и считаются с их чувствами, они приступают к поиску здоровых способов справиться с неприятными эмоциями.
2. Деликатно укажите ребенку на то, что его мысли могут быть неправильными. Конечная цель должна заключаться в том, чтобы ребенок сам умел распознавать и корректировать свои негативные мысли, а не полагался на вас. Чтобы помочь ему прийти к собственным выводам, задавайте вопросы, которые помогут ему понять, что его мысли могут быть неправильными. Например, если ваш ребенок говорит, что он глуп, скажите ему: «Вспомни те моменты, когда ты был уверен в том, что ты умный». Помогите ему определять некоторые исключения из правил, чтобы он видел, что его мысль не совсем верна.
3. Рассматривайте проблему с разных точек зрения. Иногда лучший способ отделить эмоции от мыслей – спросить: «Что бы ты сказал своему другу, который бы так же подумал?». Еще вы можете спросить ребенка, что на его месте сделал бы любимый персонаж мультфильма или супергерой. Если ребенок рассмотрит проблему под другим углом, это может изменить направление его мышления.
4. Заменяйте негативные мысли более реалистичными. Помогайте своему ребенку формировать более реалистичное мировоззрение. Вместо того чтобы говорить себе: «Я ничего не могу сделать правильно», ему будет полезно сказать себе: «Иногда я делаю ошибки, и это нормально». Учите ребенка относиться к себе с той же добротой и уважением, с которыми, надо надеяться, он относится к другим людям.
5. Решение проблемы, что делать дальше. Помогайте своему ребенку превращать негативные мысли в позитивные действия и активно решать проблему выбора в тот момент, когда к нему приходят мрачные мысли. Например, если он предполагает, что провалит тест по физике, заставьте его принять меры для предотвращения такого развития событий, пусть он, к примеру, повторит предмет или задаст вопросы, если ему что-нибудь непонятно. Учите ребенка принимать здравые решения, даже если он сталкивается с трудными задачами и неприятными ситуациями.
Комментарии