Вашему ребенку с трудом дается обучение письму? Он страдает дисграфией? Чтобы справиться с этой проблемой, психологи рекомендуют выполнять определенные упражнения. Они эффективны, легко выполнимы в домашних условиях и очень нравятся детям.
Почувствуйте буквы
Отсутствие у человека одного из чувств часто обостряет остальные. Психологи советуют выполнять упражнения, помогающие ребенку сконцентрироваться на ощущении, а не на видении того, какую форму имеет та или иная буква.
Например, нарисуйте пальцем букву на спине ребенка. Можете также нарисовать букву на ладони, однако при этом у ребенка должны быть закрыты глаза. Затем предложите ребенку воспроизвести букву на вашей спине или на бумаге.
Можно немного усложнить задачу: самому писать заглавную букву, а ребенка попросить воспроизвести строчную и наоборот.
Пишите крупно
Дети, страдающие дисграфией, обычно плохо запоминают, как правильно писать буквы. Улучшить запоминание можно, если при написании букв задействовать крупную моторику, а также используя сразу несколько каналов восприятия.
Дома маленькие дети могут писать большие буквы кремом для бритья на кафеле в ванной, на пластиковых трубах или на песке. Рисуя пальцем на песке, ребенок также задействует осязание, улучшая восприятие.
Используйте пластилин
Пластилин хорошо подходит для упражнений. Он плотный и мягкий. Ошибки, допущенные в процессе лепки, очень легко исправить. Скатайте из пластилина веревки и лепите из них буквы вместе с ребенком. Это будет развивать у него силу рук и мелкую моторику. Кроме того, так ребенок будет запоминать форму букв.
Другой вариант упражнения: вылепите из пластилина ровную пластину, и пусть ребенок напишет на ней буквы карандашом. Написанные таким образом буквы можно не только видеть, но и осязать, что даст мозгу больше информации об их форме.
Учите ребенка правильно держать карандаш
Детям с нарушениями письма часто бывает трудно правильно держать карандаш или ручку. Чтобы этому научиться, предложите ребенку тренировать правильное положение пальцев, используя различные предметы: пинцет, палочки для еды, щипцы и т. д.
Сыграйте с ребенком в такую игру: рассыпьте по столу семена, шарики из бумаги, резинки и другие маленькие предметы. Затем устройте соревнование, кто из вас соберет больше предметов за минуту, используя, к примеру, щипцы.
Вариант упражнения: играя с ребенком в настольные игры, используйте щипцы, чтобы передвигать фишки.
Тренируйте координацию движений
Для правильного письма необходимо совместное действие обеих рук. Одной рукой мы пишем, другая придерживает лист бумаги. Поэтому любое занятие, которое задействует обе руки, имеет положительный эффект для ребенка. Примером такого занятия является работа с ножницами: одна рука держит ножницы, другая – материал.
Также эффективны физические упражнения, в которых работают обе стороны тела: мельница», прыжки на месте, наклоны, при которых рука дотягивается к противоположной ноге, «скалолаз». Следите, чтобы ребенок выполнял данные упражнения перед занятиями письмом.
Развивайте силу и равновесие
На первый взгляд кажется, что письмо не зависит от физической формы. Но поддержание правильного положения тела и держание ручки требуют определенной силы и равновесия плечевых мышц и мышц туловища.
Ребенку полезны упражнения, которые развивают данные группы мышц: планка, отжимания, «тачка», стойка на руках, броски мяча в корзину, лазание по канату и рукоходу. Даже чтение, лежа на полу на животе, укрепляет мышцы. Поэтому включите в расписание ребенка подобные упражнения. Их можно выполнять в спортзале, во дворе или прямо в своей комнате.
Рассказывайте «структурированные» истории
Дети, страдающие дисграфией, часто не могут структурировать свои мысли. Чтобы это исправить, попросите ребенка рассказать историю по заданному плану. Перед сном попросите ребенка рассказать, как прошел его день. Начать рассказ нужно со вступления, например: «Сегодня был четверг, и это был сложный день для меня и моих друзей».
Попросите ребенка рассказать, что произошло утром, днем и вечером. Затем он может сделать вывод о том, как в целом прошел день. Желательно, чтобы ребенок рассказывал все истории, которыми он хочет с вами поделиться по такому плану.
Проговаривайте предложение, прежде чем записывать
У детей с дисграфией может быть множество потрясающих идей. Но их описание в письменной форме становится непреодолимым препятствием. Ребенок должен проговаривать свои мысли и истории, которыми он хочет поделиться, и записывать их на телефон или другое устройство. Когда ребенок будет записывать эти истории на бумаге, он сможет прослушать запись. Также данное упражнение укрепляет уверенность ребенка в себе.
Комментарии