Один из лучших уроков, которые вы можете преподать своему ребенку на многие годы вперед, состоит в том, чтобы научить его справляться с фрустрацией*. В школе, по мере перехода из класса в класс, детям будут предложены все более и более сложные задачи, причем как в пределах, так и за пределами их возможностей. А это значит, что неизбежно рано или поздно дети столкнуться с фрустрацией как в академической, так и социальной сферах. Фактически, пропасть между успешными и неуспешными детьми возникает часто не по причине различий в уровне интеллекта и приобретенных навыках, а скорее из-за различий в способности справляться с неудачами и проявлять стойкость перед лицом фрустрации.
Дети дошкольного возраста еще не имеют особого опыта фрустрации, так как все их потребности всегда удовлетворялись их родителями и воспитателями. К тому же, они еще не приобрели все необходимые языковые навыки, благодаря которым смогли бы выразить себя вербально, а также их мозг еще недостаточно развит, как у взрослых, что позволило бы им распознавать, регулировать и выражать свои эмоции определенным образом. Чтобы дети развили ценные вербальные и социальные/эмоциональные навыки, важно, чтобы они сталкивались с ситуациями, которые предполагают небольшое, но управляемое количество фрустрации.
Дошкольники впечатлительны и могут легко получить эмоциональную перегрузку, поэтому они нуждаются в помощи по разбивке проблемы на управляемые части, что является ключевым шагом в обработке фрустрирующей ситуации.
Дети, которые в начале своей жизни не учатся тому, как иметь дело с фрустрацией, впоследствии могут столкнуться с такими проблемами, как неуверенность, тревожность, гнев, проблемы с друзьями, и трудности в освоении чего-то нового. Если они не будут знать, как претерпевать и справляться с фрустрацией, то будут ожидать, что их проблемы решат другие и к тому же сдадутся перед лицом первого же признака надвигающейся трудности.
Далее представлены несколько советов о том, как помочь ребенку справиться с фрустрацией:
Сохраняйте спокойствие. Когда вы видите, что ваш ребенок раздражен, постарайтесь не отзеркаливать (не дублировать) его состояние своим тоном голоса или поведением. Лучше сосредоточьтесь на том, чтобы оставаться спокойным и разговаривать с ним мягким голосом, ведя за собой так, чтобы ребенок в последствие сам отзеркалил ваше спокойствие. Выразите ему свое понимание и признание его состояния, но при этом подчеркните, что очень важно продолжать пытаться сделать то, что он считает сложным.
Необходимость испытаний. Ищите возможность бросить вызов вашим детям. Регулярно просите их сделать вещи, которые немного превышают по сложности то, что они делали раньше. Не вскакивайте при этом, чтобы помочь. Если вы видите, что они борются, вместо того, чтобы немедленно помогать, постарайтесь предложить им нужные подсказки и упростить тем самым ситуацию. Если у них действительно возникли трудности, и вы видите, что даже через несколько минут никакого прогресса не происходит, разбейте задачу на маленькие шаги. Если необходимо, направляйте их или даже сами сделайте первый шаг, а затем снова отступите назад. Ваш ребенок должен довольно часто слышать от вас следующую фразу: «Попробуй сначала сделать сам и если ты не сможешь, то я помогу тебе начать».
Ожидание. Помогите ребенку освоить важный навык откладывания удовлетворения желаемого. Дети дошкольного возраста еще не имеют достаточного развития мозга или опыта, чтобы эффективно справляться с ситуациями, когда они должны ждать того, чего очень хотят, поэтому предоставьте им практику, развивающую это умение. По возможности сделайте так, чтобы они ждали желаемого, пусть даже это ожидание продлиться всего лишь минуту или две. А пока расскажите им о том, чем занять себя в ожидании.
Поощряйте самостоятельность. Убедитесь в том, что ваш ребенок имеет много возможностей для игры с другими детьми в таких ситуациях, когда присмотра взрослых не требуется. Да, взрослые должны ответственно обеспечить детям безопасность, но они также должны позволить им самостоятельно решать проблемы друг с другом. Когда дети играют независимо, они учатся справляться с фрустрацией другими (своими) способами, которые могут отличаться от того, как решают подобные проблемы взрослые.
Способствуйте эффективной коммуникации. Не учите ребенка, что выплескивать фрустрацию плохо и неуместно, его крик или возмущение — это хороший способ привлечь ваше внимание, пусть даже это внимание отрицательное. Игнорируйте такое поведение, если оно не причиняет серьезного вреда, и одарите массой положительных эмоций в случае, когда ребенок в сложной ситуации проявит себя здоровым образом. Укажите ему, что конкретно он сделал эффективно и правильно.
Полагайтесь на установленный порядок. Сохраняйте мир вашего ребенка максимально предсказуемым и обычным. Если дети чувствуют себя уверенно, спокойно и в целом в безопасности, они смогут успешно работать и справляться с мелкими неудачами и своими фрустрациями.
Поговорите с воспитателем. Используйте дошкольного педагога вашего ребенка, как ценный ресурс. Попросите его рассказать о том, как в детском саду принято справляться с детской фрустрацией, а также попросите его дать вам адресные советы о том, как помочь конкретно вашему ребенку. Чем больше вы будете поступать в соответствии с принятыми подходами в дошкольном заведении, тем легче будет вашему ребенку усвоить те уроки, которые вы (вместе с воспитателем) пытаетесь ему преподать.
Будьте образцом для подражания. Когда что-то раздражает вас, расскажите вашему ребенку о том, что вы чувствуете, так он сможет научиться распознавать эмоции других людей и узнавать их в себе. Когда вы сами фрустрированы, говорите себе вслух, но так, чтобы ребенок слышал вас: «расслабься и сделай несколько глубоких вдохов», «все нормально, я справлюсь с этим» или «это действительно не такое уж и большое дело, мне нужно просто успокоиться». Всегда, когда в присутствии ребенка вы будете сталкиваться с фрустрирующей ситуацией, помните, что он обязательно будет копировать ваше поведение не только сейчас, но и всю свою дальнейшую жизнь — поэтому действуйте аккуратно! Старайтесь не повышать голос слишком громко, не хамите и не грубите другим людям и уж тем более не набрасывайтесь на них физически. Если вы делаете эти вещи, не казните себя, но непременно скажите ребенку, что вы ошиблись, что ваша реакция была неверной и в следующий раз вы поступите лучшим образом.
Чтобы развить необходимые навыки и умения для преодоления фрустрации может потребоваться много времени, но вы можете направлять ребенка в нужную сторону, так чтобы в конечном итоге он научился управлять каждой сложной ситуацией самостоятельно. Способность вашего ребенка в дошкольные годы правильно обращаться с фрустрацией станет основой для его будущей жизни. Умение справляться с трудностями – это невероятно важный навык, который будет способствовать развитию успеха не только в обучении, но и в межличностных отношениях любого рода.
*Фрустрация (лат. frustratio — «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») — особое эмоциональное состояние, возникающее, когда человек, сталкиваясь с какими-либо препятствиями, не может достичь своих целей и удовлетворение какого-либо желания или потребности становится невозможным. Фрустрация может возникать как вследствие столкновения с внешними преградами, так и при внутриличностном конфликте. Длительное пребывание в таком состоянии может привести к полной дезорганизации деятельности человека.
Комментарии