Греческий философ Гераклит сказал когда-то: «Единственное, что является постоянным, это изменения».
Дети непрерывно сталкиваются с большим количеством новой информации, новых условий, занятий, ожиданий, людей и многого другого. Поэтому само собой разумеется, что чем больше времени они проводят в тех местах, с предметами, традициями и людьми, которые им уже хорошо знакомы, тем более безопасно и уверенно они себя чувствуют и тем менее вероятно, что они будут перегружены и ошеломлены.
Дети любят установленный порядок, привычный ритм и проводить время, делая то, что они уже хорошо освоили и в чем неплохо преуспевают. В то же время дети вынуждены постоянно учиться и исследовать новые территории, приспосабливаться к изменениям. При этом они хотели бы изучать новое, пребывая в надежном и безопасном месте, чувствуя, что о них заботится тот, кого поистине волнует их благополучие. Вот почему очень важно стать для ребенка «мостом» связи и доверия к новому человеку или новой обстановке.
Ребенок узнаёт о том, кто безопасен, а кто нет, от вас, поэтому, вместо того чтобы ожидать от него самостоятельного установления новых контактов и построения связей, помогайте ему во время общения с новыми людьми, помогайте делиться своими мыслями и переживаниями, а также помогайте другим людям лучше узнавать вашего ребенка. Маленьким детям нужен посредник – тот, кто расскажет, какие связи необходимы, а также о том, как их построить. При этом важно, чтобы ребенок чувствовал уверенность при реализации своих коммуникативных и других потребностей. Помните о том, что он хочет чувствовать заботу тех людей, которые, как он считает, действительно искренне прислушиваются к нему, беспокоятся о нем и готовы терпеливо помогать адаптироваться к новой ситуации или занятию.
Независимость зиждется на твердом фундаменте удовлетворенных потребностей ребенка в зависимости. Во времена перемен ребенок будет пытаться получить все, что ему нужно от человека или людей, которые любят его и заботятся о нем больше всех. Ребенок нуждается в большей чуткости родителей и принятии ими того факта, что ему необходимо немного больше взаимосвязи с ними, близости, тепла, поддержки и внимательного выслушивания. Мы, взрослые, принимаем как должное большое количество знаний и навыков, которыми владеем, ведь нам уже не нужно беспокоиться об их приобретении. Но наши дети ежедневно узнают много нового, и даже скучные разговоры взрослых, которые они случайно слышат, им незнакомы и непонятны. Обучение и примирение с новым отнимает у них много энергии и может привести к большому количеству разочарований и негативных эмоций, поэтому не удивительно, что детям требуется гораздо больше времени для сна, чем нам!
Вот несколько типичных перемен, которые испытывают многие дети: рождение брата или сестры, переезд в другой город или дом, — они являются огромными переменами для ребенка, к которым ему необходимо адаптироваться. Также и болезнь приносит изменения, к счастью, в основном временные, но достаточно большие, которые зачастую проявляются в настроении родителей, ребенка или обоих! Другие распространенные изменения, через которые проходит большинство семей: выход родителя на работу, отлучение от ночного кормления или грудного вскармливания, увеличение количества конфликтов между родителями, новый опекун или няня, поход в школу или смена школы, период полового созревания и многие другие. Кроме того, существуют действительно масштабные перемены, такие как развод родителей, тяжелая болезнь, эмиграция, несчастные случаи или смерть в семье. Впереди всегда будут ждать изменения, неожиданные перемены, иногда интересные, иногда утешающие, но почти всегда сложные, в чем-то дестабилизирующие и подчас травмирующие.
Когда происходят перемены, многие дети могут чувствовать себя в меньшей безопасности и быть более напряженными. Когда ребенок чувствует себя неуверенно и напряженно, ему тяжелее справляться с чем угодно, даже с самыми маленькими трудностями. Печаль из-за расставания с мамой или папой во время похода в школу или грусть об окончании игры с другом может вызвать более глубокое чувство горя, связанное с большими переменами. Например, девочка может быть вне себя от горя и страданий, от того, что, когда она вернулась в библиотеку за забытой карточкой, библиотека оказалась закрытой. Мать этой девочки умерла несколько лет назад, и маленькая печаль задела ее большое чувство горя, глубоко прячущееся внутри. Если мы будем с любовью прислушиваться ко всем подобным чувствам ребенка, это сделает его намного сильнее.
Перемены всегда сопровождаются нарушением привычного хода тех или иных событий. Стресс от изменений у разных детей проявляется по-разному. Многие дети становятся излишне прилипчивыми, навязчивыми и требуют большего количества родительских объятий, больше сказок перед сном и больше внимания в целом. Также для детей в таких случаях обычно проявление регрессивного поведения. Так, у четырехлетнего мальчика, давно приученного к горшку, могут случиться несколько инцидентов. Трехлетняя девочка, которая давно и счастливо спит в своей собственной кроватке, внезапно может захотеть спать с родителями. Голоса взрослых мальчиков и девочек могут вдруг зазвучать в высокой тональности и порой даже напоминать визг. Семилетний ребенок может начать толкать своих друзей, когда сердится, – так же, как он поступал несколько лет ранее.
В периоды дополнительного стресса, связанного с изменениями, можно ожидать усиления сопротивления ребенка или даже агрессии. Важно установить ограничения, целью которых будет предотвратить разрушительное поведение, но необходимо помнить, что родительская жесткость и наказания не помогут исправить поведение детей или их эмоциональное состояние. Даже когда мы устанавливаем ограничения или напоминаем детям о невыполненных заданиях, только наше сопереживание и понимание тех чувств детей, которые являются причиной их склонности к противодействию, позволяют им чувствовать себя в безопасности и в конечном итоге справиться с трудными чувствами, вызванными переменами.
Поскольку ребенок, испытывающий неосознаваемые переживания, связанные с предполагаемой или недавней переменой, вряд ли способен определить и выразить их убедительно, скорее всего, он продемонстрирует эти чувства с помощью асоциального поведения. В таком случае очень важно предоставить ему дополнительную эмоциональную теплоту и поддержку, а не сосредотачивать свое внимание на его раздражительной манере поведения. Важно помнить, что дети не хотят сделать нашу и без того напряженную и загруженную жизнь еще сложнее, они просто не могут управлять своими сильными чувствами без нашей эмоциональной поддержки.
Комментарии