Как подготовить ребенка к овладению навыкам письма

Как подготовить ребенка к овладению навыкам письма

Дети учатся писать, когда читают и, конечно, когда пишут сами. Но чем они овладевают сначала: чтением или письмом?
Умение писать формируется с самых первых движений малыша, когда он только начинает развивать свои руки и учится двигаться. В дальнейшем ребенок совершенствует этот навык, когда собирает мозаику, рисует, раскрашивает, лепит из пластилина, играет в мяч, учится пользоваться ложкой, вилкой и ножом, пытается одеваться, вырезать, клеить и так далее.

Учителя замечают, что первоклассники довольно часто испытывают серьезные трудности при овладении письмом (прописными буквами). Дело в том, что письмо — сложный навык. Его техника требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки и к тому же хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Кроме плохого, небрежного почерка у детей нередко возникают и другие трудности в написании цифр и букв: например, отсутствие связных движений при письме, неустойчивость графических форм по высоте, ширине, наклону цифр и букв, либо слишком большое напряжение руки при письме, либо слишком слабый нажим…
Все эти проблемы наблюдаются у малышей при недостатке развития тонкой моторики кисти и пальцев руки и несформированности зрительно-двигательной координации и могут привести к возникновению негативного отношения к учебе.
Поэтому и важно именно сейчас развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного опыта, развития навыков ручной умелости.

Обратите внимание: в дошкольном возрасте необходима именно подготовка к письму, а не обучение ему. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, к 6—7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Она включает в себя специальные упражнения, игры, различные задания на развитие мелкой моторики и координации движений руки.

Помимо того что вы готовите своего малыша к овладению навыком письма, вы еще и положительно влияете на его общее интеллектуальное развитие! Возможно, вам покажется это немного странным, но ученые доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Обычно малыш, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Чтобы получить наибольший эффект от упражнений, занимайтесь с ребенком регулярно. Возможно, достаточно будет и двух занятий по 30 минут в неделю, чтобы малыш не переутомился. Имейте в виду, что задания должны приносить ему радость.

Итак, что следует делать:
• запускать пальцами мелкие волчки;
• вырезать ножницами по контуру изображения разной степени сложности;
• нанизывать бусинки на длинную нитку (особенно это нравится девочкам);
• складывать красивые узоры из мелких предметов;
• выкладывать из спичек какие-то фигуры или предметы (буквы, цифры, домик, животных, человечка и др.);
• разминать пальцами пластилин, глину;
• катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;
• сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок — бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул — закрылся, спрятался);
• делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь;
• двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой;
• показать отдельно только один палец — указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять;
• показать отдельно только один палец — большой; е барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
• махать в воздухе только пальцами;
• кистями рук делать «фонарики»;
• хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;
• собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе — разбежались);
• нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
• завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре;
• застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить ключиками механические игрушки;
• закручивать шурупы, гайки;
• играть с конструктором, мозаикой, кубиками;
• складывать матрешки;
• рисовать в воздухе;
• играть с песком, водой;
• мять руками поролоновые шарики, губку;
• рисовать, раскрашивать, штриховать;
• рисовать различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и т. д.);
• играть с мячом.

Предлагаю вам несколько игр с маленьким мячом. Он должен быть таким, чтобы детская ручка легко его удерживала пальчиками. С первого раза не ожидайте слаженности движений. Но после многих повторений ваш малыш будет выполнять упражнения весьма уверенно.

• Левой рукой нужно ударить мячик об пол и поймать его пальчиками правой руки, пока он летит вверх. Потом нужно бросить мячик об пол правой рукой, а поймать его пальчиками левой руки. Повторить несколько раз.

• Подбросить мяч вверх, опуститься на одно колено и поймать его. Важный момент: подбрасывать надо одной рукой, а ловить — другой. Это не так уж легко, поэтому малышу придется потренироваться.

• Стоя ноги врозь, взять мячик в правую руку, отвести ее за спину и подбросить мяч так, чтобы он перелетел через левое плечо. Поймать мяч спереди левой рукой. Затем бросить мяч левой рукой через правое плечо, а ловить его левой.

• Держать мяч правой рукой, вытянутой вперед и повернутой ладонью вниз. Разняв пальцы, выпустить мяч и поймать его левой рукой над самой землей, захватывая сверху. Потом выпускать мяч из левой руки и ловить правой.

• Все эти упражнения можно изменить так, чтобы в них одновременно участвовали несколько детишек. Например, один стукает мячик об пол, а другой его ловит. Самое главное, чтобы ребята ловили мячик не в охапку, а пальчиками.

В детском саду Марии Монтессори дети учатся писать раньше, чем научатся читать. Сначала они учатся-управлять мускулами и связками руки и кисти. Для этого они собирают мозаики, разбирают и собирают конструкторы.

Как только у них достаточно разовьется координация, им дают в руки карандаш. Им дети учатся обводить геометрические фигуры, а потом большие картонные или пластиковые буквы. При этом они запоминают, какая буква что означает. Таким образом, запоминая форму и звучание букв, ребенок учится писать.
Во время посещения детского сада в Голландии, который работает по системе Марии Монтессори, я наблюдала за малышами. Они в течение сорока минут совершенно самостоятельно играли с пластиковыми буквами!

Согласно методу Монтессори, ребенок в возрасте четырех-пяти лет самостоятельно и естественно переходит от письма к чтению.
Если малышу нравятся слова, обязательно давайте ему возможность рисовать и писать — карандашом, ручкой или фломастерами.
Буквы состоят из линий и кругов. Линии бывают вертикальные (стоят), и горизонтальные (лежат). Научите этому своего ребенка.

Покажите ему, как рисовать круг — по часовой стрелке и против часовой стрелки.
Вместе с ребенком рисуйте другие формы: кольца, арки, полукруги, крюки, зигзаги…
Ищите их в том, что вас окружает, и рисуйте все это: проливной дождь, клубы дыма из трубы, полумесяц, точки на божьей коровке, ракушки, следы животных…
Купите ребенку магнитный алфавит. Составьте из букв его имя. Напишите печатными буквами имя ребенка на бумаге и позвольте ему самому раскрасить буквы.
Попросите малыша самому написать его. Вы увидите, какую радость и гордость он испытает.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>