Предлагаем вашему вниманию вступление к книге О.Н.Тепляковой и О.Л.Козловой «Практическая энциклопедия развивающих игр». Из этой статьи вы узнаете об основных принципах игровых занятий с малышом и о том, какие ошибки часто допускают те, кто пытается обучить чему-то ребенка раннего возраста.
Что такое игра?
С точки зрения ребенка, игра — это получение максимального удовольствия от жизни.
С точки зрения специалиста, игра — это ведущий в детском возрасте вид деятельности, который дает ребенку возможность развиваться.
С точки зрения родителей, игра — это беспокойство, хлопоты и беспорядок в комнате.
Разумеется, мы далеки от мысли, что вы будете играть с ребенком целыми днями. Однако любой разумный родитель понимает, что игра необходима малышу, что часто он не может (и не должен) играть один. Позднее, когда ребенок подрастет, его партнерами по играм могут стать братья, сестры и друзья, а пока вы, и только вы, должны помогать ему.
Это вовсе не означает, что кроха никогда не играет один. Иногда он с удовольствием занимается сам по себе. Но обратите внимание, что чем больше взрослые играют с малышом, тем лучше он в дальнейшем играет один! Объяснение очень простое: играя со взрослым, малыш обучается очень многим способам игры и способам действий с предметами. Самостоятельно он не в состоянии этому научиться. Освоив какие-то действия вместе с взрослым, в дальнейшем малыш может самостоятельно использовать их в играх, применяя свои первые умения. Кроме того, в правильно организованных играх вырабатываются необходимые каждому человеку качества: внимание, терпение, сосредоточенность, самоконтроль.
Взаимодействие с доброжелательно настроенным взрослым способствует формированию креативности, адекватной самооценки и независимости. В игре ребенок может осуществлять задуманное, учится реализовывать свои планы и принимать решения, доводить дело до конца. Поэтому чем разнообразнее игры вашего малыша, тем интереснее и успешнее будет его переход к взрослой жизни. Малышу, с которым в детстве мало разговаривали и играли, труднее будет овладеть речью, социальными навыками, так как в игре формируются связи, необходимые ребенку в дальнейшей жизни.
Помните: совместные игры полезны и родителю, и ребенку!
Польза от совместной игры
Для родителей
В правильно организованных играх вы обучаете вашего малыша. Игра — ведущий вид деятельности в детском возрасте, и в результате игровых занятий малыш получит намного больше знаний и умений, чем в процессе серьезного обучения.
Играя с младенцем, вы полноценно общаетесь с ним. Эмоции, радость, разговор, взаимопонимание — все это делает ваше общение с малышом полезным и приятным.
В игре вы узнаете вашего ребенка так, как нигде и никогда больше не узнаете.
В совместных играх с малышом вы имеете возможность наблюдать за его развитием. Об этом можно узнать из книг и консультаций специалистов, что, конечно, очень полезно, но не может заменить родительского наблюдения и любования своим играющим малышом.
Игра с ребенком помогает лучше организовать ваше время, которое часто состоит из умывания, еды, сна, прогулок — всего того, что родители обязаны обеспечивать ребенку повседневно. При этом играет малыш, как правило, один или со сверстниками, а взрослый чаще всего пребывает в стороне, не включаясь в игру и умирая от скуки. А ведь именно игра может помочь родителям сделать увлекательным даже самое скучное режимно-гигиеническое занятие: укладывание спать, высаживание на горшок, умывание. Более того, игра помогает организовать детский режим дня более четко. Малыш охотнее собирается на прогулку, без капризов одевается и т.д.
Игра — хороший организатор детских праздников, так как способна наполнить радостью и общение взрослого и ребенка, и общение малышей между собой.
Для ребенка
Ребенок в игре решает свои проблемы.
«Мои папа и мама взрослые и разучились играть, поэтому не хотят играть со мной! Ну, ничего, они постепенно научатся — ведь нам так весело играть вместе!»
«Мои родители думают, что я такой же взрослый, как они, — столько же понимаю и столько же могу! Они постоянно требуют от меня: «Сиди, иди, слушайся, делай сам, не кричи, ешь!» — и много чего еще… Но с тех пор как мама с папой стали со мной играть, они, несомненно, делают успехи! Мама уже не ссорится со мной из-за недоеденной каши — ведь я научился ее доедать. А папа не говорит, что не пойдет со мной гулять, потому что я одеваюсь очень медленно. И все потому, что мы подружились и часто играем вместе!»
«Мои родители наконец научились говорить! Нет, не то чтобы они этого никогда не умели, но теперь они разговаривают со мной понятным языком. Вместо того чтобы, как раньше, сказать мне: «Сиди и рисуй», мама спросила меня: «Каким цветом будем рисовать яблоки — зеленым или красным?» А я ответил: «Желтым!» И мы вместе нарисовали красивые желтые яблоки!»
«Моя мама научилась петь! Теперь мы вместе поем и кружимся, взявшись за руки!»
«Теперь мне жить гораздо веселее, так как я научился играть сам!»
К содержанию
По каким причинам малыш может отказываться от игр?
Физиологические причины
Если малыш вдруг закапризничал и не желает играть в предложенную игру, в первую очередь следует подумать, не хочет ли он спать. Возможно, ребенок недоспал или переутомился.
Проверьте, возможно, малышу нездоровится. Когда у ребенка режутся зубы или болит животик, ему не до игр.
Очень может быть, что ребенку именно сейчас необходимо сесть на горшок, хотя вам кажется, что он там был недавно. Или мама думает: «Он у меня все равно в памперсе».
Если ребенок проголодался, хочет пить или, наоборот, только что плотно пообедал, он будет пассивен в восприятии. Перенесите игру — дайте малышу возможность поесть или спокойно переварить пищу.
Проверьте, не слишком ли тепло ребенок одет. Малыши часто страдают от перегрева больше, чем от переохлаждения. Впрочем, ребенок, которому холодно, тоже не сможет спокойно играть.
Психологические причины
Для играющего ребенка важен психологический комфорт. Малыш склонен испытывать те же эмоции, что и взрослый. Наши эмоции — неуверенность, страх или, наоборот, приязнь, радость — тотчас же передаются ребенку. Не имея жизненного опыта, малыши наблюдают за реакцией взрослых на ситуацию. Помните: то, что нравится вам, понравится малышу, и наоборот. Таким образом, ребенок стремится повторить не столько наши действия, сколько эмоции.
Малыш может ощущать сильное беспокойство, вызванное долгим отсутствием кого-то из родителей.
Дети тонко чувствуют любое неблагополучие в семье. От них не скроется родительская ссора, различные семейные неприятности.
Большинство малышей испытывают тревогу в то время, когда в доме находятся незнакомые люди или много людей, даже если они в другой комнате.
Беспокойство малыша может быть вызвано появлением в доме новых незнакомых вещей. Особенно если изменения касаются его личных вещей.
Могие дети сильно переживают перемену места (новая квартира, переезд на дачу, путешествие).
Могут существовать и другие причины, которые вызывают беспокойство или тревогу малыша, отвлекают от игры.
Когда ребенок прекращает игру
Когда он устал (примерно через 1,5-2 минуты после начала игры). В этом случае малыша удастся вернуть в игру еще на 3-4 минуты. Это нормальное время усидчивости для ребенка до 3 лет.
Когда что-то отвлекает его (громкая речь или музыка, играющая собака и т.п.).
Когда мы требуем невозможного или ругаем за ошибки.
Когда нам самим не нравится игра.
Особенности игры с малышом
Показывайте свой интерес к игре. Дети во всем подражают взрослым, и если игра интересна маме, то она, скорее всего, заинтересует и ребенка. Ребенок замечает не только то, что вы делаете, но и то, как вы к этому относитесь.
Пусть наблюдает! Если ребенок задумался или внимательно наблюдает за происходящим, не отвлекайте его от наблюдения и ничегонеделания! Поверьте, что это необходимо для его развития. Позвольте ребенку свободно наблюдать за происходящим. Наблюдение — предшественник познания.
Не учите, а играйте. Когда вы собираетесь позаниматься с малышом, меньше всего думайте о том, что вам придется его учить и добиваться результатов. Гораздо лучше, если вы просто будете радоваться совместным играм.
Не критикуйте. Постарайтесь не испортить игру своим недовольством, жестким контролем и критикой. Не надо бесконечно поправлять и «улучшать» поведение малыша во время игры. Цените счастливые минуты ваших игр! Ребенок не только узнает что-то новое, но и получает бесценный опыт проб и ошибок.
Хвалите малыша! Если малыш сделал не совсем то, чего вы ожидали, все равно похвалите его и за малый результат. Поправьте ошибки малыша мягко, не осуждая его. Помните: в раннем возрасте закладываются такие важные качества, как адекватная самооценка и желание получать новые знания. Мы ведь хотим, чтобы наши дети были успешны, а для этого человек должен получить опыт самоуважения. Внимательно относитесь к своим претензиям и поменьше упрекайте ребенка.
Не требуйте, а предлагайте. Когда вы приглашаете ребенка в игру, не ждите, что он тут же согласится. Иногда должно пройти какое-то время, прежде чем малыш сможет переключиться на новое действие. Поэтому начинайте играть сами.
Играйте вовремя. Занятия должны проходить в то время, когда ребенок наиболее активен. Постарайтесь вписать занятия-игры в режим малыша. Очень удобно и полезно использовать для обыгрывания бытовые ситуации (прогулка, время на кухне, купание).
Освободите пространство для игры. Прежде чем предложить ребенку любую игру, постарайтесь убрать отвлекающие предметы.
Не много, не мало. Хорошо, если вы будете играть с ребенком ежедневно. Не стоит увеличивать количество занятий до бесконечности — оставьте малышу время для самостоятельной игры. Не играйте с ним на скорую руку, если вы торопитесь.
Помогайте малышу во время занятия. Во время занятий у ребенка есть много поводов ошибиться. Если есть возможность предотвратить ошибку, сделайте это. Давайте малышу только те задания, с которыми ему легко справиться, а новые, сложные задания вводите постепенно.
Что делать, чтобы ребенок охотнее вступал в игру
Играйте, чтобы малыш видел, что вас интересует это занятие и вы рады игре.
Давайте ребенку возможность понаблюдать за тем, как вы играете, не торопите его. Так вы добьетесь участия малыша быстрее, чем подталкиванием или упреками: «Почему ты не играешь?»
Начинайте новую игру с самых простых действий. Иначе малыш будет бояться, что у него не получится, и может не захотеть участвовать в игре.
Не предъявляйте завышенных требований. Если ваши требования к ребенку слишком высоки, он предпочтет вообще не играть, чем разочаровать вас.
Позволяйте малышу самому сбросить утомление. Вышел из игры, походил 1-2 минуты — и вернулся в игру. Сами при этом продолжайте играть.
Повторяйте игру много раз, ведь тогда она становится знакомой и любимой. А чтобы одна и та же игра не надоедала малышу, используйте различные ее варианты.
Что может помочь в организации игр с малышом
Составьте список игр на следующий день. Выпишите на листочке названия 2-3 игр, в которые вы собираетесь поиграть с малышом. Повесьте список на холодильник или на другое заметное место. Это поможет не пропустить подходящий для игры момент и организует ваши действия.
Приготовьте материалы для игр. Внимательно прочтите описание игры, посмотрите, что вам понадобится. Заранее положите все необходимое в удобное для вас, но недоступное для малыша место. Если вы начнете во время игры собирать по комнате нужные предметы, то потеряете внимание и заинтересованность ребенка.
Сделайте список стихов и тем для занятий. Очень удобно пользоваться готовым списком названий знакомых песенок, стихов и тем для занятий. Тогда вам не придется каждый раз вспоминать новую тему игры.
Играйте регулярно. Создайте у себя привычку к регулярным занятиям с ребенком. Пусть это будет 2-3 раза в неделю, но постоянно. Вместе с подготовкой на игру у вас уйдет всего 5-10 минут. А когда занятия станут привычными, малыш будет их ждать и играть с большим энтузиазмом.
Продумайте простой сюжет для игры. Вспомните, что в последнее время интересовало малыша, чем он занимался. Предположите, что ему будет особенно интересно именно сейчас. (В выборе вы можете оттолкнуться от игрушек ребенка или книжек, которые вы ему читали. А может быть, вы недавно были в зоопарке или в гостях у бабушки?) Вспомните, что в последнее время произвело на малыша наибольшее эмоциональное впечатление.
Включайте в игру любимые игрушки малыша. Знакомые, привычные и любимые вещи успокаивают ребенка и вселяют в него уверенность.
Учитывайте привычки и пристрастия малыша. Любит ли малыш катать машинки или кормить куклу, складывать кубики или играть в мяч, — все это вы должны учесть, планируя занятия.
Что такое интегрированные занятия?
Занимаясь с малышом, старайтесь в одном занятии совместить несколько видов деятельности — это сделает ваше общение естественным, удобным, радостным для вас обоих и позволит ребенку одновременно осваивать несколько навыков.
Например, Даня любит катать машинки. Приступая к занятиям по математике, предложите покатать кубики на машинках: в одной машинке 3 кубика, в другой — 2. Аня хочет поиграть с куклой? Ей можно предложить покормить куклу пряниками — в одной тарелочке 2 пряника, а в другой — 1. Математические навыки малыши получают одни и те же, а действия интересны конкретному ребенку.
Расскажите малышу сказку про колобка. Тут же можно слепить колобка из пластилина и поиграть с ним, используя небольшого размера игрушки: зайку, котика, цыпленка и т.д. На таком занятии малыш будет учиться слушать, говорить, лепить, тренировать мелкую моторику, развивать фантазию, участвовать в сюжетной игре.
Такие интегрированные занятия длятся всего 10-15 минут, но в них задействованы слух, зрение, тактильные ощущения, моторика. Пальчики ощупывают, ручки движутся, эмоции активизируются — все это стимулирует речь, умственное развитие ребенка, его память, внимание, координацию и т.д. Разнообразная активность ребенка способствует тому, что малыш меньше утомляется, вы не перегружаете его. Ваше общение остается гармоничным и естественным.
Используя этот прием, взрослый не дрессирует и не принуждает ребенка. Занятия не похожи на муштру, а представляют собой настоящую и очень полезную игру.
Комментарии