Вот и закончился наш экспериментальный год на заочном обучении. Я обещала подробно рассказать. Старалась кратко, получилось ужасно длинно, и все равно, кажется, еще есть чего добавить. Итак.
1. ПОЧЕМУ МЫ ПЕРЕШЛИ НА ЗАОЧНОЕ
Во-первых, дети (11 и 12 лет, мальчики) занимаются спортом, у них ежедневные тренировки, у них игры, у них много сил, времени и энтузиазма на это уходит, и последний школьный год был очень мучительным в плане совмещения. Необходимость все время как-то разруливать проблемы с седьмыми уроками, с классными часами, дежурствами, репетициями (для участия в обязательном межшкольном конкурсе космических проектов), с домашними заданиями и так далее, утомляла до глубины души.
Плюс к этому отношение к спорту (и вообще внешкольным занятиям) у наших педагогов отчетливо недружелюбное, все отпускания с уроков сопровождались напоминаниями про то, что школа важнее, что «без футбола обойдетесь, а без уроков – нет».
Бывало и вовсе, что мы договорились с учителем, что ребенка не будут задерживать, а его задерживают и еще и позвонить не дают. В общем, скрип и скрежет почти каждый день. Во-вторых, у нас явно сложились индивидуальные учебные потребности. Одному ребенку в школе было слишком легко, и он там скучал и деградировал, имитируя учебу. Другому – тяжело, и постепенно проблем накопилось очень много. В том числе развившаяся у меня идиосинкразия на вот это все: «Не сделал домашнее задание!» (на самом деле сделал, но неидеально), «Не выучил стих!» (учил и старался, но рассказывает плохо, от волнения впадает в ступор), «Не принес тетрадь!» (принес, но не нашел в рюкзаке, или не принес – но за что, блин, двойка?).
У старшего весь дневник и все тетради исчирканы красной пастой, двойками в полстраницы, истерическими комментариями, угрожающими восклицательными знаками (я кое-что сохраню из тетрадей – на память о его мужестве, честное слово. Чтобы он понимал, что не он был в этом виноват, что люди, работающие в школе, далеко не всегда адекватны, что он молодец, что сохранял оптимизм даже рядом с их истериками).
Короче говоря, когда возникла внешняя необходимость (несовпадение по тренировкам), внутренняя тоже оказалась готова.
2. КАК УСТРОЕНО НАШЕ ОБУЧЕНИЕ
С помощью Алексея Битнера мы прикрепились к одной из его школ-партнеров, в которых учителя принимают у детей экзамены дистанционно, письменно (под камеру), раз в год по одному предмету, по строго очерченному кругу вопросов. «Тренировать» ответы на вопросы как раз можно на сайте-тренажере. Все обучение – на родителях и самом ученике. Можно нанять репетиторов по отдельным предметам.
3. КАК УСТРОЕН УЧЕБНЫЙ ДЕНЬ
По-разному, в зависимости от предмета. Например, географию, историю, биологию осваивали так: смотрели вечерами интересные документальные фильмы (в основном BBC, но внезапно в ход пошел и Arzamas), читали книги, рисовали схемы. А на день было задание – пройтись по соответствующим главам в учебнике и ответить на вопросы на тренажере. Русский и математику я объясняла на примерах утром до работы или вечером, а днем дети делали задания на сайте или в тетради. Для английского мы подружились с замечательным человеком (рекомендую от души) Natalia Rumiantzeva, и она два раза в неделю (чаще по скайпу, но иногда и лично) занималась с мальчиками несколько месяцев – исключительно результативно!
Картинки по запросу site:goodhouse.ru уроки
4. БЫЛО ЛИ СТРАШНО?
О да)) Страшно было до начала, как оно все пойдет, и страшно было первый месяц, когда я видела, что мы не умеем учить, дети не умеют учиться, у нас ничего не получится и на кой черт нам сдались эти галеры. Потом страх ушел, наступили будни.
5. БЫЛО ЛИ ТЯЖЕЛО?
Очень. Мы не успевали объяснять, не успевали выстраивать учебный день, дети врали, что занимались, а на самом деле нет, приходилось контролировать больше, чем я рассчитывала, приходилось погружаться в каждую учебную тему с головой.
Но к середине года стало понятно, что мы освоились, что контроля нужно все меньше, что дети научились и сами немного выстраивать свой день, почувствовали ответственность, ориентируются в учебном плане, понимают, что для них значит тот или иной объем темы, стали выдвигать свое видение графика экзаменов – к этому я уже готов, а на этот мне нужно еще две недели.
Это конечно поразительно, что школа, при том что учиться в ней труднее, дает гораздо меньше в смысле вот этих личностных качеств.
6. ПРЕИМУЩЕСТВА
Их много.
Начну с самого простого и приятного: детям не надо было вставать в 7 утра и сидеть в школе полдня. Спать можно было до 10 часов (и средний сын, например, наконец-то стал похож на человека по утрам, и эффективность его очень возросла), а заниматься – сидя, лежа, с котом под мышкой и яблоком во рту. Более того, заниматься можно не только дома, но и в гостях, и в машине, и если вам вдруг внезапно приспичило уехать посреди учебного года в гости к дедушке и бабушке – там тоже можно.
Индивидуальный план и темп для каждого. Тему осваивали столько, сколько нужно. Учились не по всем предметам сразу, а несколько недель сосредоточивались на одном-двух. Затем сдавали экзамен – и переключались на следующий. Можно идти и параллельно, занимаясь, как в школе, всеми предметами сразу. Можно сдать все экзамены за полгода и отдыхать, а можно вообще за год пройти два класса.
Глубина знаний. Это конечно, очень субъективно, но мне кажется, дети за год усвоили больше, чем это получилось бы в школе. И потому что было время на более панорамное знакомство с темой. И потому что мы с мужем (сам себя не похвалишь…) очень старались, выстраивая логические цепочки внутри материала, дополняя какой-то неучтенный планом контекст. Потому что время от времени (не буду врать, что всегда) их захватывало и хотелось узнать и спросить больше. Но даже если это не так (с глубиной), я все равно не разочарована.
Любой экзамен можно было не отправлять, если во время сдачи ты видел, что ученик твой пока не готов, сделал больше ошибок, чем нужно, или вообще забыл какую-то тему. В этот момент можно было нажать кнопку «отменить экзамен» — и дать ему еще пару-другую дней или даже недель.
Отсутствие ежедневных оценок. Мы могли ругаться из-за того, что не сделан какой-то объем заданий, то есть за имитацию учебы или за откровенную халтуру, но не оценивали критически усвоение материала. Просто фиксировали время от времени: вот сейчас ты здесь, вот это ты уже знаешь-понимаешь. Вот это – пока нет. Исчезла эта ежедневная пытка замечаниями и двойками, от которых я не знала, как избавиться.
Отсутствие ежедневной домашней работы, которую нужно сделать вот в таком объеме, непременно сегодня вечером (после школы и тренировки на улице у детей и после нашей работы) и непременно правильно.
Я не была в родительском ватсапе круглосуточно по самым идиотским вопросам (думаю, подробнее объяснять не нужно). Я не ходила на бессмысленные родительские собрания. Не стирала (ну это машинка, хорошо) и не гладила 10 рубашек и две пары брюк в неделю. Не покупала халат для трудов, который не используется. Сменку, которая теряется. Туалет этот чертов без дверей (дети не ходили в него, а деньги на бумагу мы сдавали). Не думала о запрете бегать на переменах и разрешении сидеть на переменах в планшетах и так далее. Короче, когда я ехала домой после работы и слышала рядом телефонный разговор какой-нибудь замотанной мамы, которая жаловалась, что ей сейчас делать с ребенком домашку до двенадцати и лепить поделку, и какие все сволочи и гады, я чувствовала себя бесконечно счастливой.
7. ГЛАВНОЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ – ОТНОШЕНИЯ С ДЕТЬМИ
Картинки по запросу site:goodhouse.ru семья
Они стали качественно другими. У нас появились вечера и утра не для школы, а для себя, для нашей семьи. Мы встречались по вечерам с удовольствием, с предвкушением чего-то интересного, даже если это было что-то, связанное с учебой, мы выстраивали это так, чтобы вечер все равно получился хорошим. Часто мы вообще не вспоминали по вечерам про учебу, а просто жили. Именно здесь хотелось бы написать больше всего, но как-то все выходит таким личным…
Но, пожалуйста, поверьте: в некоторых ситуациях, когда нет под рукой той самой «хорошей» школы, которую всем положено искать, а есть школа самая обычная и при этом у ребенка сложности с обучением и это как-то влияет на ваши отношения – наверное, стоит попробовать какую-то другую форму.
Мы с мужем столько раз сказали за этот год спасибо сами себе и нашей подруге, которая нас «насмелила»! У нас не было идеальной учебы, но главным оказалось ну вот совсем не это.
8. КОМУ ЭТО ПОДХОДИТ
Наверняка не всем. Например, я не знаю, рискнула бы я перейти на такую форму, если бы дети были младше – не могли оставаться дома одни, не умели организовать себя на учебу. Вопрос с социализацией тоже не праздный: нам повезло, дети в спорте, у них каждый день полтора часа общения с командой, плюс в нашем городе дети их возраста гуляют одни во дворе и ходят на стадион, плюс их вообще у нас двое (старшую не считаем), плюс по выходным мы возили их на занятия в Университет детей (чрезвычайно рекомендую, лекции и занятия от интересных ученых на разные темы). Если это один ребенок в семье, без какой-либо секции, без возможности гулять во дворе — наверное нет, не подойдет.
Скорее всего, не подойдет это родителям, у которых нет возможности задержаться на час утром, если нужно написать тест, или взять день в счет отпуска, чтобы вдумчиво разобрать сложную тему.
Еще важный момент: муж часто работает дома, и в течение дня мог ответить детям на вопросы, помочь решить задачу, отобрать телефон, если кто-то заигрался, и так далее. Не знаю, насколько успешным было бы обучение, если бы они были дома одни)) Ну и без школы высвобождается какое-то количество времени, которое тоже нужно организовывать – какие-то кружки? новые увлечения? В общем, есть над чем подумать. А! Чуть не забыла наше педагогическое образование (у обоих). Наверное, это преимущество, хотя, конечно, гораздо важнее умение объяснять, вот его мы тренировали весь год (спойлер: я была о себе лучшего мнения).
9. НЕ ХОЧУ РЕКЛАМИРОВАТЬ ИМЕННО ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ И «СИСТЕМУ БИТНЕРА»
Просто нам она подошла и показалась очень организующей: есть конкретная программа, в рамках которой тебя будут аттестовать, есть задания на сайте, есть график экзаменов (ты можешь его двигать, но все равно должен сдать все экзамены в разумных пределах). Плюс абсолютно все общение со школой берет на себя Алексей Битнер, мы просто сдаем экзамены и получаем оценки. А можно рискнуть и вообще перейти на семейное обучение и быть еще более свободным – в программе, во времени, в способах обучения. Проходить аттестацию раз в год или какое-то время не проходить ее вовсе (вот здесь, например, https://www.facebook.com/groups/familyeducat/?fref=ts можно подписаться на группу и задать все вопросы и получить массу вдохновения и советов. Никакого сектантства, поверьте. Там очень адекватные родители, у каждого из которых свой опыт и свои причины забрать ребенка из общеобразовательной школы).
10. ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ
На следующий год останемся на заочном, но не уверена, что просидим на нем до 11 класса. Возможно, в какой-то момент детям захочется (пока нет, но вдруг) вернуться в школу, и возможно, это будет интересный опыт – взглянуть на школьную учебу свежим взглядом, использовать приобретенные навыки самообразования. В чем я уверена — в том, что очень полезно уйти из школы хотя бы на год.
Этот шаг очень прочищает мозги: ты понимаешь, что вполне можешь обходиться без нее — без школы как здания с партами и учителями, без дневников и тетрадей, без домашних заданий (абсолютно точно).
Обучение может быть разным в разный момент времени, подстраиваясь под твои потребности. И обучение может не зависеть ни от кого, кроме тебя… Как-то путано, да? Но я старалась 🙂 И задавайте вопросы, попробую распутать.
Комментарии