Доброта и сердечность не появляются с рождения. Чтобы уметь сопереживать, детям нужно научиться распознавать эмоции окружающих, понимать их и откликаться. Это – долгий путь развития.
От рождения до 3 лет. Ребенок распознаёт эмоции близких уже к году, но причинно-следственные связи формируются в районе трёх. Он начинает понимать, что те или иные события вызывают определенные чувства. Подарок или гостинец поднимает настроение и вызывает радость, а строгий голос мамы или её замечания – огорчение. Если не выполняются желания, то ребенок грустит, а если долго чего-то ждет, то ему скучно. Эти понятия нужно закреплять словами: ты рад, расстроен, грустишь, скучаешь, злишься, обиделся. Понимая себя, ребенок научится понимать других.
3- 5 лет. Ребенок готов совершать добрые поступки – те, которые делаются для других, но при этом сам ты получаешь радость. В этот период происходит развитие социального мышления. Ребенку нравится делать что-то хорошее и получать благодарность, ощущать радость другого человека. Нужно поддерживать это стремление и вовлекать чадо в добрые дела.
5-6 лет. Ребенок начинает понимать, что общее сопереживать можно действием. И если семья вместе начнет уборку, то раньше закончит, и будут общие интересные занятия. Ему нравится быть частью большого дела, большой семьи, коллектива сверстников. Нравится понятие «мы», и он готов делить успех, помогать другим. В этом возрасте ребенок умеет выражать благодарность, просить о помощи. Нужно «ловить» эти моменты и поощрять ребенка.
Младшие школьники способны на сложные добрые поступки. Они понимают чужую боль, могут хранить секреты, помогать членам своей семьи, неравнодушны к проблемам сверстников. В этот период ребенок учится сопереживать радости других, что гораздо сложнее, чем помогать в неприятностях. Сложно радоваться за тех, кто победил и признавать чужое превосходство. Но надо уметь это делать, и младший школьный возраст – самый благоприятный период для развития этих чувств.
Комментарии