Абстрактное искусство многим кажется сложным и непонятным. Но попробовать разобраться в причудливом сочетании линий и форм никогда не поздно. Например, начать открывать эти загадочные миры можно вместе со своим ребенком.
Эксперт: Наталья Хацела, педагог, директор онлайн-галереи современного искусства SMART
Абстракционизм, пожалуй, единственный стиль изобразительного искусства, который редко предлагается детскому вниманию. А напрасно! Детям-дошкольникам он ближе всего. Потому что – условно – имеет нечто общее с детскими рисунками. Поэтому в беспредметном дети всегда найдут нечто знакомое и понятное. Так почему бы не посмотреть со своим ребенком абстрактные работы художников? Делайте это на хороших образцах – в музеях или галереях.
ЧТО ТАКОЕ АБСТРАКЦИОНИЗМ?
Абстракционизм – это беспредметное искусство, а также стилевое направление, возникшее в начале XX века. Абстракционизм предполагает отказ от изображения предметов в пользу использования геометрических форм, цвета, пятен и линий. Основоположником направления стал русский художник Василий Кандинский.
Означает ли, что художники-абстракционисты совершенно не умеют рисовать? Конечно же, нет! Обычно за плечами у них серьезная школа академического рисунка, большое количество работ с «привычной» живописью – портреты, пейзажи и т.д. Но на каком-то этапе своего творчества художник отказывается от предметной живописи и погружается в исследование цвета, композиции, эмоций. Художник-абстракционист – это истинный исследователь.
ЦАРСТВО ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Как смотреть абстракцию с ребенком? Какие вопросы ему задавать? Как отвечать на эти вопросы? Вот примерный план разговора – удобный чек-лист при знакомстве с новой картиной:
Давай угадаем, что здесь нарисовано? Что ты видишь?
Какие цвета ты видишь на картине? Перечисли.
Какое настроение у этой картины? Почему ты так считаешь?
Прочитайте ребенку название картины. Если все слова ему понятны, спросите – видит ли он это на картине? Или «Интересно, почему художник назвал картину именно так? Как ты думаешь?»
Тебе нравится эта картина? А почему?
Потренируемся на конкретной картине – «Голубой день» Анатолия Петрова.
Пусть ребенок попробует ответить на все эти вопросы сам, разглядывая именно это полотно.
Старайтесь подбирать больше прилагательных, описывающих то или иное качество: голубой, солнечный, светлый, радостный, весенний, добрый и т.д. Во-первых, это работает на увеличение словарного запаса ребенка. Во-вторых, учимся обсуждать произведения искусства развернутыми фразами, а не «нравится/не нравится». В-третьих, вы и сами убедитесь, как интересно разглядывать абстрактную работу, чтобы найти подходящие для нее прилагательные.
Чем хороша абстракция – здесь нет и не может быть неправильных ответов.
ТАКАЯ ВНУТРЕННЯЯ СВОБОДА ОЧЕНЬ ВАЖНА. ВЕДЬ ДЕТИ СЕЙЧАС («СПАСИБО» ШКОЛЕ) ЗАЦИКЛЕНЫ ИМЕННО НА ЕДИНСТВЕННО ВЕРНЫХ ОТВЕТАХ И СТРАШНО БОЯТСЯ ОШИБИТЬСЯ. АБСТРАКЦИЯ ПОКАЖЕТ ИМ, ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛИТЬ МИР ТОЛЬКО НА ЧЕРНОЕ И БЕЛОЕ. СУЩЕСТВУЕТ МАССА ФОРМ, ВАРИАНТОВ И МНЕНИЙ. И ПРИ ОБСУЖДЕНИИ КАРТИНЫ МОЖНО РАССЛАБИТЬСЯ И НЕ БОЯТЬСЯ СКАЗАТЬ «НЕ ТО».
Всё, что «кажется», «думается», «видится» – всё правильно! У картины будет тот смысл и то настроение, которое вложите в нее вы или ваш ребенок. Перед абстракцией все равны – искусствовед, ваш ребенок и вы.
Комментарии