Детям необходимо наставление взрослых о множестве проблем, с которыми они могут столкнуться в современном мире. Это и сексуальные отношения, и запрещенные вещества, алкоголь и табак, издевательство сверстников, ужасные новости, поступающие из средств массовой информации, смерть и многое другое. Этому списку нет конца. Непростые темы могут вызывать у родителей страх, предубеждение или дискомфорт. Но разговаривать о них необходимо, поскольку доброе родительское наставление и совместное обсуждение имеют решающее значение для здорового развития детей, а также способствуют укреплению открытого и постоянного общения в семье.
Как начать разговор, чтобы не поставить себя или ребенка в неудобное положение?
В качестве естественной преамбулы к разговору используйте телепередачи, фильмы, книги, новости и т. п., это поможет инициировать разговор, подняв определенную тему для совместного обсуждения, и даст возможность детям соотнести ее со своей собственной жизнью.
Когда у вас получится завязать непринужденный разговор на тему только что прослушанной по телевизору новости, далее, как вариант, постарайтесь превратить его в игру, попробовав «угадать», как бы ребенок или кто-то другой (например, какой-то персонаж) отреагировал на данную проблемную ситуацию; затем предложите ребенку самому высказать предположение о своей возможной реакции и в завершение предложить свой «взрослый» вариант. Такая игра поможет родителям на собственном примере показать ребенку, как стоит реагировать на данную проблемную ситуацию.
Никогда не осуждайте, не злитесь и не кричите на ребенка во время разговора. Вы же не хотите напугать его и пресечь всякое желание разговаривать с вами на трудные темы. Постарайтесь сохранять спокойствие и внимательно слушать то, чем с вами делится ваш малыш.
Будьте осторожны с использованием вопросов «Почему?», «Зачем?», которые могут заставить ребенка перейти к обороне и закрыться для общения.
Дайте ребенку понять, что разговор, который может быть для него неудобным, не будет продолжаться вечно. Во время разговора или перед его началом небрежно заметьте, что приближается время прогулки с собакой или сходить за продуктами в магазин.
Поощряйте ребенка к тому, чтобы он не стеснялся инициировать важный разговор в любое удобное для него время. Чтобы сохранять непринужденность, используйте принцип карточек, когда ребенок оставляет в условленном месте карточку с названием неудобной темы. Вы находите эту карточку и ненавязчиво подводите разговор к той проблеме, которую обозначил ребенок.
Этот инструмент можно использовать не только для обсуждения проблемных тем, но и для того, чтобы члены семьи могли обмениваться пожеланиями, например: «Я бы хотел, чтобы сегодня вечером мы все пошли в детский городок в нашем парке». Мама могла бы оставить карточку с таким пожеланием: «Сегодня у меня на работе напряженный день. Помой, пожалуйста, всю посуду».
Почему так важно разговаривать на «неудобные» темы?
Если вы не будете разговаривать со своими детьми о серьезных проблемах, с которыми они могут столкнуться в жизни, можете быть уверены, что на вашем месте окажется кто-то другой. Это может быть другой ребенок или даже взрослый, который, очень вероятно, окажет негативное влияние на представления и дальнейшие действия ваших детей. Родители должны быть первыми людьми, которые поднимают трудные темы, чтобы сформировать у детей фундамент правильного отношения к проблеме, а также укрепить их доверие к родителям в абсолютно ВСЕХ вопросах. Ребенок должен быть уверен, что какой бы ни была ситуация, он обязательно ощутит поддержку своих мамы или папы.
Когда нужно разговаривать с ребенком на «неудобные» темы?
Начните разговаривать с детьми как можно раньше, чтобы они без малейшей опаски могли говорить о «неудобных» вопросах в будущем (таких как сексуальные отношения, курение, алкоголь, наркотики и пр.), когда у них появится больше вопросов.
Независимо от того сколько лет вашему ребенку, можете приступить к решению сложных вопросов незамедлительно, став хорошим слушателем, взращивая доверие ребенка к вам во всех вопросах, а также поощряя искренность и честность. При этом возраст ребенка не так важен, как его окружение в школе и его уровень потребления информационного контента. Например, если он смотрит фильмы, которые демонстрируют употребление наркотиков, то определенно пришло время поднять эту тему в семейном разговоре.
Комментарии