Как научить ребенка одеваться самостоятельно? Очень полезен будет навык одевания в детском саду, однако начинать учить ребенка раздеваться, одеваться и складывать вещи надо раньше — в полтора-два года, когда дети испытывают к этим занятиям большой интерес. Предлагаем алгоритм одевания, который рекомендует педагог Ирина Мальцева, а также расскажем, почему полезно научить ребенка стирать и даже гладить одежду.
Алгоритм одевания: начинаем с раздевания
Ребенок полутора лет практически безошибочно соотносит предметы одежды с их назначением и постепенно сам начинает участвовать в процессе одевания-раздевания: протягивает ладошку за варежкой, ножку — за ботиночком, поднимает голову, чтобы надели шапку, и т.д. К двум годам его участие становится более разнообразным и ощутимым: он просовывает ручки в рукава, а ножки — в колготки и штанишки, а иногда пытается самостоятельно что‑то надеть на себя или снять, проявляя подчас завидное упорство.
Если не пропустить этот период и помочь ребенку развить навыки самообслуживания, то к трем годам он будет способен одеваться и раздеваться самостоятельно.
В чем же заключается эта помощь? Для начала необходимо обучить ребенка нужной последовательности действий при раздевании. Наша главная задача — сделать все так, чтобы подготовить последующее одевание и сделать его таким же простым и экономичным по движениям.
Как надеть колготки. Учим такой последовательности действий:
подойти к стульчику и встать рядом спиной к сиденью;
взяться обеими руками за резинку колготок и спустить колготки ниже коленок;
сесть на стульчик;
выпустить из рук резинку и взяться одной рукой за пятку чулка, а другой — за носок и потянуть чулок с ноги немного вниз;
проделать то же самое со вторым чулком;
поочередно стянуть оба чулка вниз до конца;
взять обеими руками снятые колготки за резинку (руки можно приподнять, чтобы колготки полностью расправились) и встать со стульчика;
повернуться к сиденью и положить на него колготки резинкой к спинке стула и двумя швами-«дорожками» вверх.
Если все действия выполнены правильно, тогда надеть колготки не составит труда, потому что при этом достаточно будет:
подойти к стульчику и взять колготки двумя руками за резинку;
прижать колготки к себе, не вертя их в руках;
сесть на стульчик, всунуть поочередно ноги в чулки и подтянуть колготки вверх.
Как надеть платье или рубашку. Учим такой последовательности действий:
расстегнуть (с помощью взрослого) все пуговицы на вороте платья и две-три верхние пуговицы на рубашке;
слегка нагнувшись, потянуть вещь за расстегнутый ворот двумя руками вперед и немного вниз, чтобы высвободить голову;
потянуть рукав вниз за манжет или середину (но не за плечо) с одной руки;
проделать то же со вторым рукавом;
встать за спинкой стула и повесить на него вещь подолом вверх, а застежкой вниз (если на платье застежка сзади, то наоборот).
Если все сделано правильно, надеть платье или рубашку можно будет так:
подойти к спинке стула, наклониться к вещи, приподнять и просунуть в нее голову, выпрямиться и поочередно просунуть руки в рукава.
Как надеть обувь. Учим такой последовательности действий:
встать рядом со стульчиком (или там, где следует разуваться);
поставить обутые ноги вместе;
наклониться и развязать шнурки (отстегнуть застежки);
вынуть поочередно ноги и поставить их рядом с обувью так, чтобы она оказалась между ступнями ног;
задвинуть обувь под стульчик (или туда, где следует ее хранить, но обязательной парой).
Если все выполнить правильно, тогда надеть обувь будет несложно:
выдвинуть, не разъединяя, пару обуви;
встать так, чтобы обувь оказалась между ступнями ног;
поочередно вставить ноги в обувь и застегнуть ее (если на обуви есть шнурки, то потребуется помощь взрослого).
Разумеется, в дальнейшем эти действия претерпят определенную трансформацию, они станут менее дробными. Но на данном этапе важно сохранить именно эту, самую полную последовательность перечисленных действий, пока малыш не усвоит до конца принятый порядок.
Зачем учить ребенка стирать, развешивать белье и гладить
С полутора-двух лет полезно приобщать ребенка и к посильной помощи по дому, ценя прежде всего детское участие, а не скромный результат. Главное, чтобы закономерности в расположении предметов (книги — на полке, игрушки — в специальном ящике, посуда — на кухне, чистое белье — в шкафу, белье для стирки — в специальной корзине, обувь — в обувном ящике и т.д.) были им приняты и усвоены.
По убеждению Марии Монтессори, ребенок будет радоваться, находя знакомые вещи на привычных для них местах, с удовольствием участвовать в домашних делах по наведению порядка. Ведь это согласуется с его «природным циклом»: малыш проживает сензитивный период порядка в окружающей его среде.
Вот, например, как можно привлечь ребенка к выполнению действий, составляющих единый цикл ухода за одеждой.
Стирка. Налейте в небольшой пластиковый тазик теплой воды, дайте малышу его собственную вещь небольшого размера (платочек, трусики, носочки) или попросите принести одежду из кукольного гардероба, которую, по его мнению, пора постирать.
Покажите, как правильно намочить вещь, полностью погрузив ее в воду и слегка прижав ладошками к донышку таза.
Объясните малышу, что в воду необходимо добавить моющее средство. Для этого можно быстро сделать мыльный раствор, взбив пену с помощью мыла и поролоновой губки (стиральный порошок давать ребенку нельзя).
Покажите, как должны двигаться руки во время стирки белья, а как — при его полоскании. Разумеется, подобные тонкости стирки будут восприняты малышом лишь в том случае, если практика ухода за вещами станет для него привычным делом, а не случайным разовым развлечением.
Выжимание. К двум годам малыш уже умеет откручивать винтовую крышку с банки, если банку придерживает взрослый. Скручивание вещей во время ручного отжима поможет развить подвижность кистей и координацию рук.
Для начала предложите малышу крепко держать вещь за один конец обеими руками, пока вы закручиваете ее с другого конца. Поворачивайте ткань несколько раз сначала в одну, а потом в другую сторону (как при открывании и закрывании винтовой крышки). Обратите внимание малыша на то, что вначале вода стекает с белья целыми струйками, а потом — только отдельными каплями.
Сушка. Эта работа прекрасно развивает мелкую моторику трех основных пальцев руки (большого, указательного и среднего), так как в дело вступают прищепки. Цветные и легкие, они привлекательны сами по себе, а их устройство позволяет тренировать пальцы, многократно сжимая и разжимая их. Покажите малышу, как надо взять вещь за края обеими руками и встряхнуть (расправить) ее перед тем, как повесить на веревку и закрепить прищепками.
Обратите его внимание на то, что брюки, юбку и колготки следует вешать за пояс (резинку), платье, свитер, рубашку — за нижний край, носки и гольфы — по одному за край резинки, платочек и косынку — за уголок. В этом случае не придется тратить дополнительные усилия, чтобы разгладить на вещах следы веревки и прищепок.
Цеплять прищепки очень полезно попеременно разными руками. Делать это можно и после того, как белье высохло. Например, нанизать прищепки на край плетеной корзинки, в которой их удобно хранить, или просто на веревку.
Глажение. Конечно, можно имитировать весь процесс, просто вручив малышу игрушечный утюжок, но тогда и результат будет игрушечным. Настоящий результат можно получить только с помощью настоящего прибора. Тем более что настоящая глажка развивает внимательность и учит координировать действия обеих рук, так же как и при стирке.
Расстелите на гладильной доске самую простую вещь (например, носовой платок), обязательно попросите малыша как следует расправить его ладошками, чтобы не делать этого потом, подсовывая пальчики под нагретый утюг.
Нагрейте утюг и, отключив его, покажите малышу, как правильно обхватить его ручку и водить утюгом по ткани вперед-назад одной рукой, а второй рукой придерживать еще не проглаженную ткань.
Обратите внимание малыша, что разные вещи гладят по‑разному: одни проглаживают несколько раз и с разных сторон (платья, рубашки), другие складывают в несколько раз (носовые платочки, полотенца), а третьи гладят только через специальную ткань (шерстяные вещи).
Комментарии