Вы когда-нибудь слышали отчаянные восклицания молодой мамы «Ребенок использует меня как пустышку!», «Я работаю соской!» и тому подобные? Наверняка слышали или даже произносили сами. И таких мам, несомненно, можно понять! Они устали от монотонности ухода за малышом, от того, что, как им кажется, теперь их распорядок дня — это распорядок для ребенка и никак иначе.
Молодых мам часто посещает мысль, что новорожденный младенец их использует — плохо спит или не спит совсем, никуда от себя не отпускает, в то время как мог бы и побыть один. Мамы начинают раздражаться от одной мысли: «НАДО позаниматься с ребенком!». У них, как им кажется, нет времени на себя, вся их жизнь направлена на удовлетворение младенческих потребностей, жизненно важной необходимости малыша… быть рядом с мамой! Именно! Вот так просто и недвусмысленно: быть с мамой!
А теперь посмотрим на жизнь пары мама-малыш глазами ребенка. Детки с рождения не ходят по аптекам и магазинам, не читают брошюр и журналов, они не в курсе существования сосок и возможности их использования — и маму они не используют, а удовлетворяют свои естественные жизненные потребности: в сосании материнской груди, в контакте с мамой, в ее ласке и любви. Они любят маму, ценят ее, мама для них — надежный тыл, защита. Мама всегда поможет, согреет, накормит, приласкает, с мамой хорошо и спокойно, мама для малыша — весь мир!
А как же общаться с миром, который пока воплощает мама, если ты так мал, беззащитен и слаб, если ты еще толком ничего не умеешь, почти не видишь? Видишь-то не дальше и не ближе, чем на расстоянии от маминой груди до ее лица… А ведь и это неспроста!
Природа из всех умений дала новорожденному младенцу не так уж много, но она дала ему главное: желание быть с мамой и умение маме это показать. Что это? Поисковый рефлекс! Малыш с рождения умеет искать и просить мамину грудь. Надо просто рассмотреть это его желание и понять, что для первых месяцев жизни младенцу жизненно необходимо получать грудь по первому требованию. Еще важно знать, что рождаются малыши с поисковым и сосательным рефлексом, а вот научить их правильно захватывать и сосать материнскую грудь — мамина задача.
Малыш до 3—4 месяцев абсолютно все свои потребности удовлетворяет во время сосания груди и потом на протяжении еще многих месяцев большинство его потребностей тоже связаны с маминой грудью. Особенности развития нервной системы младенцев таковы, что на любой дискомфорт они реагируют всем телом, любое выражение недовольства выглядит почти одинаково. Для чего это устроено Природой? Вероятно, для того чтобы мама сначала дала грудь, а потом уже разбиралась в причине беспокойства — ведь чаще всего с началом сосания проблема уходит.
Во время сосания малыш получает успокоение, ощущение мамы рядом, питание, питье, возможность опорожнить кишечник или пописать (такова младенческая физиология), малыш согревается, общается с мамой, чувствует ее кожу, слышит ее сердце, ее голос, лежит в привычной для него позе… На что это похоже? На пребывание младенца у мамы в животике!
Малыш девять месяцев был не просто с вами, он был внутри вас, он был частью вас. Он получал еду и питье, когда хотел, ощущал мамино тело, всегда слышал мамино сердце и даже во сне — мамин голос, двигался вместе с мамой и, как это ни покажется странным, — участвовал во всех маминых делах. Малыш жил с мамой маминой жизнью — просто немного измененной для его и маминого комфорта и безопасности. Так почему все это должно закончиться или резко измениться с рождением?
Природой задумано так, что человеческий детеныш, в отличие от животных, рождается практически беспомощным. Как только все внутренние системы его организма готовы существовать вне маминого тела, когда он готов получать пищу через рот и переваривать ее, дышать воздухом — он рождается. Но он не готов стоять или даже сидеть, не говоря уже о ходьбе; ручки не слушаются; даже головку малыш самостоятельно держать не может… Однако он уже достаточно большой, что бы находиться в животе у мамы, и если он там еще задержится, то просто не пройдет через родовые пути.
И только примерно в 8—10 месяцев малыш достигает того уровня развития, с которым рождаются почти все звериные детеныши, — он обычно делает первые шаги и чаще всего уже произносит свои первые слова. И как раз примерно в 9 месяцев малыш начинает «отделять себя от мамы» — начинает понимать, что он с ней уже не одно целое. Он и стремится к самостоятельности, и боится ее одновременно. Вспомните, как осторожно детки делают первые шаги, с опаской оборачиваясь на маму… А если идут к ней навстречу, то всегда с вытянутыми ручками. Если падают — мама сразу подхватывает и улыбается, показывая, что ничего страшного не произошло.
Итак, получается, что рождаясь на свет, малыш еще несколько месяцев нуждается в своеобразном донашивании, только уже не внутри мамы, а снаружи. Смешно звучит? Вспомните, как младенцы крепко цепляются за маму. Почти все детки норовят довольно ощутимо таскать маму за волосы… Ручки еще не умеют толком хватать предметы, а держать и гладить мамину грудь во время кормления — способны. И маме остается просто отзываться на желание малыша быть поближе к маминому телу, к маминому теплу.
Поверьте — малыши отвечают благодарностью. С мамой или близко к ней они спокойнее засыпают и спят. И даже подстраиваются под мамино дыхание, что ограждает их от риска остановки дыхания во сне. Не все детки засыпают, просто лежа рядом с мамой, и тут опять на помощь приходит воспроизведение состояния «как у мамы в животе»: укачивание — ритмичные, но мягкие движения у мамы на руках в такт маминым шагам. У деток несовершенны процессы терморегуляции, и без маминого тепла они часто легко замерзают, что может привести к судорожному состоянию и даже остановке дыхания. С мамой младенцы меньше устают и нервничают при посторонних: малыши чувствуют отношение мамы к чужим людям и перенимают его. На руках у мамы детки спокойнее реагируют на новую обстановку и даже новые громкие звуки. Мама же всегда защитит!
Как же маме оставаться собой, продолжать заниматься привычными делами по дому, если малышу постоянно требуется ее внимание? Оказывается, довольно несложно! С рождением малыша многие мамы выводят для себя простую, но отлично работающую формулу «ребенок при маме». Ее еще можно назвать «не мама с ребенком, а ребенок с мамой». То есть малыш с рождения приучается выполнять вместе с мамой все домашние дела, активно участвовать в занятиях мамы как дома, так и вне его. Тут маме может помочь перевязь для ношения ребенка (слинг) или эргономичный рюкзачок. Малыш располагается в них физиологично, получает возможность постоянно быть рядом с мамой, при этом у мамы свободные руки и она практически так же мобильна, как и без ребенка на руках.
Сначала малыш просто смотрит на все, а мама постоянно рассказывает, что она делает. Потом ребенок привлекается к помощи, причем поощряется любое стремление поучаствовать в процессе, даже если маме кажется, что малыш мешает. Для малыша это поначалу скорее игра, но осознание «Я помогаю маме!» уже присутствует. Примерно к полутора — двум годам кроха вполне самостоятельно выполняет несложные, доступные ему дела, а в тех, с которыми полностью может справиться только мама, продолжает активно и уже очень ощутимо помогать. Во время кормления или укладывания, как один из вариантов, вполне можно читать себе или старшим детям.
Таким образом, к ночи мама меньше устает, и ей уже не так остро требуется «собственное время». И не потому, что мама освобождается от каких-то своих дел или ухода за младенцем, а потому, что она внутренне расслабляется, отвлекается от мысли «должна позаниматься с ребенком!», и ее домашний день проходит почти так же, как до рождения малыша.
Так стоит ли раздражаться на малыша, который хочет постоянно быть вместе с мамой? Стоит ли объяснять детке, что «мама не соска», если он и так знает, что мама не соска, а мама? Ведь Мама — самая замечательная, самая ответственная, самая легкая и самая трудная, самая естественная профессия на свете!
Комментарии