Все слышали, что ребенка надо психологически готовить к детскому саду. Но в жизни бывает по-разному. Сейчас, через два месяца после начала учебного года, мы сталкиваемся с результатами такой подготовки – или неподготовки. Что можно исправить? Рассказывает Виктория Дмитриева — семейный психолог, телеведущая, автор книг.
Какие три самые критичные ошибки родителей при подготовке ребенка к детскому саду вы можете назвать?
Первая ошибка заключается в том, что дома у ребенка совсем не такой распорядок дня, как в саду. Например, дома он спит до 10 утра, обедает в 3 часа дня, не спит днем, мама его с ложечки кормит, мама его одевает…
И тут он приходит в сад, где нужно быть в 8 утра, где нужно есть самостоятельно, где есть чёткое время обеда, после которого все должны уйти на дневной сон, — и для ребенка все это становится огромным стрессом.
Ему и так нужно адаптироваться к новому коллективу, а тут еще и график совсем другой, правила совсем другие. Поэтому обязательно за несколько месяцев до сада нужно привести свой распорядок жизни максимально близко к детсадовскому — тогда ребенку будет намного проще.
Вторая типичная ошибка родителей при адаптации к детскому саду – когда родители ведут ребенка в сад сразу на целый день. Для маленьких детей это слишком большой промежуток времени. Лучше начинать постепенно. Например, сначала на 2 часа. Увидели, что ребенок уже спокойнее ходит, — увеличили время, водим на три часа. Потом – до обеда и так в течение всего первого месяца увеличиваем время.
Третья типичная ошибка родителей – долго прощаться в раздевалке. Ребенок рыдает, в ноги вцепляется, и мама с ним 40 минут сидит, сама плачет. На мой взгляд, прощание должно быть коротким, спокойным и доброжелательным. Как бы ребенок ни плакал, вы все равно через 10 минут встаете, целуете его и уходите.
Пока вы сидите с ним в раздевалке, вы фактически даете ему надежду, что сейчас его заберете. Поэтому 10 минут посидели, пообнимались, поцеловались, потом отвели в группу и ушли. Не бойтесь, после ухода родителей 95% детей успокаиваются за первые 5 минут, потому что, когда нет зрителей, тогда нет и истерики.
Делаем спокойную маму
То есть ваш опыт подтверждает: ребенок будет настолько спокойно ходить в детский сад, насколько спокойно его мама к этому относится.
Да. Поэтому основная ошибка, общая для всех, чьи дети тяжело адаптируются к детскому саду: родители сами не уверены, вести им ребенка в сад или не вести. «А не навредим ли мы ребенку?», «А не будет ли у него психотравмы?», «А вдруг его там обидят?», «А как же я его там оставлю?».
Когда у родителей у самих так много сомнений, чувства вины, противоречий, тогда дети адаптируются хуже всего. Дети считывают наше состояние, и если мы уверены, спокойны и знаем, что в саду с ребенком ничего плохого не случится, то дети адаптируются намного легче.
В этом смысле легче адаптируются дети тех родителей, которые работают и работу свою любят. Если вы с удовольствием идете на работу утром, то и ребенку легче будет остаться в саду.
Главный пункт, это для самих себя решить – хотите ли вы водить ребенка в сад, готовы ли вы это делать спокойно и уверенно. И только тогда вести.
Но привести себя в такое состояние женщине бывает нелегко. Как маме перестать переживать из-за детского сада? Есть ли какие-то лайфхаки? Или всем надо идти к психологу и работать над этим?
Конечно, где-то в идеальной вселенной все идут к психологу и работают над этим, но мы прекрасно понимаем, что не у всех есть такая возможность и не у всех есть такое желание. И на самом деле, не всем это необходимо на 100%.
Как можно перестать переживать из-за детского сада? Первое: нужно разделить свой опыт и опыт своего ребенка. Часто родители переживают потому, что им самим не нравился сад, в который они ходили детьми, и теперь они делают перенос на ребенка. Им кажется, что детский сад это в принципе зло.
Тут нужно разделиться, можно вслух проговорить себе «у моего ребенка может быть другой опыт», «у моего ребенка другой садик и другая жизнь, вполне вероятно, что ему понравится, ему будет комфортно». Можно даже записать это на листочке.
Второй лайфхак: найти какое-то дело, которое мама очень сильно любит, и назначать его на 9-10 утра. Это может быть йога, бассейн, любимая работа, встреча с подругами или даже свидание с мужем. Чтобы мама, когда отвела ребенка в сад к 8:30 утра, бежала оттуда на крыльях радости и любви заниматься тем, что ей в кайф. Это будет помогать справляться с переживаниями.
И еще, переживаний больше всего там, где меньше всего знаний. Соответственно, чтобы меньше переживать, нужно получить больше информации: поговорить с воспитателями, познакомиться с ними, наладить контакт. Изучить территорию детского садика, посмотреть, где ваш ребенок будет обедать, где спать, где гулять. Изучить книги о том, как детям легче адаптироваться в саду, изучить, что – норма к этому возрасту и что – не норма.
Свои переживания направляйте на поиск информации. Вы переживаете, например, о том, что ребенка будут обижать в детском саду. Поинтересуйтесь, а часто ли вообще такое бывает? Если вы начнете искать исследования на эту тему, поймете, что, на самом деле, это не такая частая история. Большинство детей ходит в детский сад, и их вообще никто не обижает.
Почему ребенок не хочет ходить в сад
Помогаем адаптироваться ребенку
Как отличить стресс при адаптации, который пойдет ребенку на пользу, — и чрезмерный стресс, от которого его надо спасать? Есть какие-то «красные флаги»?
«Красные флаги» есть, но их не так много, и они обычно очень ярко выраженные. Если у ребенка начинаются тики, ночные кошмары, заикания, энурезы и прочие неврологические проблемы – это действительно «красный флаг». Ребенка нужно спасать.
Если ребенок иногда расстраивается, иногда перевозбужден, иногда не хочет идти в сад – в целом это не «красный флаг», а тот стресс, который он в силах пережить.
Например, осенью традиционно увеличивается количество обращений к врачам с такой деликатной проблемой, как детские запоры. Это тоже не что иное, как психосоматические проявления адаптации детей к детскому саду.
Родителям не стоит пугаться. Но и без внимания оставлять такую проблему нельзя. Как обычно, начинаем с выяснения причин (спешка, строгость воспитателя, новый неудобный туалет, стеснение, физический дискомфорт). А затем помогаем ребенку преодолеть проблему:
просим помощи воспитателя в детском саду (не ругать за промашки, не торопить, давать чуть больше времени);
нормализуем питание и питьевой режим;
вместе выполняем физические упражнения на расслабление;
поддерживаем ребенка, проговариваем страхи, «прогоняем» их с помощью игры;
если проблема беспокоит достаточно долго – обращаемся к врачу.
Схема всегда примерно одинакова — выяснить причину, проговорить ее, найти решение, преодолеть проблему вместе с ребенком.
Можно описать поведение ребенка, который на момент начала ноября не адаптировался к саду и нуждается в серьезной помощи?
Нуждается в серьезной помощи ребенок, который, например, в саду полностью отказывается от еды. Прошло два месяца, а он так и не стал в саду есть. Ребенок, который в саду терпит и до последнего не ходит в туалет «по-большому» и «по-маленькому». Ребенок, который истерит, плачет, напрочь отказывается идти в сад, начинает просыпаться по ночам с кошмарами. Ребенок, у которого появляются дополнительные неврологические проблемы (нервные тики, грызет ногти, писается). Вот этот ребенок нуждается в помощи психолога и невролога.
А как тогда выглядит ребенок, который испытывает посильные трудности? Они пройдут, но нужно время и правильное поведение взрослых.
Такой ребенок может плакать, когда идет в садик, может говорить, что не хочет туда идти. Он еще не со всеми подружился, не всех запомнил, иногда путает, как зовут воспитателей, стесняется.
Это временные трудности, необходима правильная реакция и помощь взрослых. Например, компания Санофи недавно запустила проект, в котором я участвую. Он называется «Перемены с легкостью». Это серия коротких видеороликов, в которых мы разбираем вопросы самостоятельности, обсуждаем питание, выясняем признаки стресса и способы выхода из него – через движение, слезы или смех, учимся делать упражнения, которые помогают расслабиться, и обсуждаем, как справляться с запорами, а также в игровой форме прививаем ребенку навыки коммуникации. Видеоролики размещены в интернете в открытом доступе, надеюсь, они будут полезны родителям.
Родителям надо помнить, что привыкание к детскому саду в норме длится от 2 недель до 6 месяцев. Поэтому даже если ребенок на четвертый месяц все еще плачет в детском саду по утрам, мы говорим о том, что это нормально и это его особенности адаптации.
А по каким признакам мы можем понять, что ребенок хорошо адаптировался к саду?
Хорошо адаптировался к саду тот ребенок, который не очень часто болеет. Нет ситуации, когда он 3 дня проходил в сад, заболел и потом 2 недели дома, потом опять пошел в сад, 4 дня проходил и опять 2 недели болеет дома.
Адаптировался тот ребенок, который может похныкать, когда собирается в сад, но не устраивает длинных истерик. Адаптировался ребенок, который начинает рассказывать про своих друзей в садике, помнит, как их зовут, помнит, как зовут воспитателей.
Ребенок, который в садике справляет свою большую и малую нужду, не терпит до дома. Ребенок, который нормально питается в саду: от чего-то может отказаться, не захочет есть, но в целом аппетит присутствует. Ребенок, который спокойно остается на сон.
Главное, помните, какой бы сильный у ребенка не был стресс от адаптации к саду или школе, если дома этот стресс не продолжается, если дома все спокойно, комфортно, в любви и принятии, то ребенок вполне может справиться со стрессом, который испытывает, и эти временные трудности скоро пройдут и сменятся радостью общения со сверстниками, новыми знаниями и открытиями.
Комментарии