Нет ничего необычного в том, что ребенок увлечен игрой – только так дети познают и мир, и себя. Вместе с тем важно понимать, где та грань, за которой страсть к игрушечному парку машин или принцессам в розовых нарядах начинает переходить в настоящую зависимость.
«Я всегда точно знаю, когда у нас во дворе вывозят мусор, – рассказывает Ольга, мама четырехлетнего Миши, маленького эксперта во всем, что касается крупногабаритных машин. – «Она здесь, она здесь», – радостно встречает мой сын мусороуборочную машину и замирает у окна, пока она не уедет. Мне кажется, он радуется ее появлению чуть ли не больше, чем нам с мужем, когда мы возвращаемся с работы. Надо ли говорить, что все игрушки – это сплошные грузовики и экскаваторы. И вечером на ночь мы непременно читаем или придумываем на ходу историю, одним из персонажей которой оказывается большая движущаяся машина». Исследования психологов позволяют говорить, что маленький Миша в своей одержимости отнюдь не одинок – у 70% детей дошкольного возраста развивается фиксация на тех или иных играх, сказочных персонажах или объектах материального мира. И многие родители, которых упрашивают купить очередную игру с динозавром или посуду для Барби, задаются вопросом: так ли безобидна это детская страсть и насколько она полезна для развития малыша?
НА КРЮЧКЕ
Вы удивляетесь, откуда у вашего малыша появилось это наваждение? «Порой для этого стоит просто подойти к зеркалу», – иронично комментируют это психологи, подтверждая исследованиями то, что в этой шутке – большая доля правды. Если это была игрушка или видеоигра, которая явилась триггером детского интереса, то, скорее всего, именно мы в свое время и познакомили ребенка с ней. Недавнее исследования, проведенное американскими психологами в Университете штата Индиана, показало, что 69% дошкольников охотно разделяют увлечения своих мам и пап. Елена, мама четырехлетнего Сережи, говорит, что его страсть ко всем техническим гаджетам пришла от отца, знатока всех передовых достижений. «Малыш всегда оказывается первым помощником, когда папа приносит и устанавливает новое устройство, – признается она. – Сережа с удовольствием готов отправиться с папой по магазинам с техникой, а муж любит завернуть с ним в детский отдел, в секцию игрушек с дистанционным управлением». Вместе с тем бывает, что такой всепоглощающий интерес появляется и сам по себе. «Это может быть особенность темперамента вашего ребенка, – утверждает детский психолог Ольга Скорохина. – Ведь как взрослых затрагивают лишь определенная музыка или книги, которые находят особую дорогу к нашему «я», так и детей привлекает нечто, особенно близкое их природе». Очевидно лишь, что у большинства дошкольников особенность интересов определяется их полом: мальчиков больше интересует мир техники и супергероев, девочек – сказочные феи и принцессы, куклы-малыши и животные. «Эта разница начинает обозначаться уже в возрасте восемнадцати месяцев, что, конечно, поддерживается родителями, которые выбирают и дарят те игрушки, которые, по их представлению, больше подходят сыну или дочке, – утверждает Лиза Сербин, профессор психологии из Университета Конкордия (Канада). – Очевидно, что это одновременно вопрос и врожденного гендерного интереса, и наших родительских поощрений».
СПАЙДЕРМЕН И ПРИНЦЕССА КАК ЛУЧШИЕ ВОСПИТАТЕЛИ
Детская увлеченность поначалу покоряет и умиляет родителей: нам приятно видеть, как горят у малыша глаза от радости узнать о своих любимцах нечто новое или обрести что-то, что с ними напрямую ассоциируется. Однако вскоре наше терпение начинают испытывать бесконечными вопросами: «Кто копает глубже – этот экскаватор или тот?» или просьбами: «Барби нужно новое платье». Вместе с тем эксперты призывают нас учиться быть толерантными к хобби детей. Разумеется, это не означает покупать все без разбора по первому требованию, однако стоит помнить, что такая увлеченность развивает в ребенке важное стремление познавать новое. «Наша задача – использовать этот интерес, направляя в то или иное русло, – считает психолог Ольга Скорохина. – Немного фантазии – и от лица авторитетного фантастического персонажа или любимой куклы, которым малыш так доверяет, можно воспитывать важные поведенческие навыки: вежливое общение, умение правильно вести себя за столом, быть аккуратным и многое другое, что вы хотели бы привить ребенку. «Барби так любит чистоту – ей неприятно жить в комнате, где разбросаны игрушки»; «А вот Спайдермен отлично умеет обращаться с ножом и вилкой»… Пираты и принцессы – замечательный повод почитать или доступно рассказать ребенку истории о Средних веках и обычаях того времени, а динозавры могут развить интерес к музеям и книгам о зарождении и развитии нашей цивилизации». Детская увлеченность чем-то часто помогает и в навыках общения. «Наша трехлетняя дочка была очень застенчива и общалась лишь в домашнем кругу, – вспоминает Маргарита. – Однако постепенно мы выяснили, что наводящие вопросы о ее обожаемой кукле-малютке помогают ей раскрепоститься. На эту тему она готова была говорить и с менее близкими ей людьми и детьми, что подготовило ее к началу посещения детского садика». «Дети, увлеченные пазлами, как правило, лучше других умеют концентрироваться, – отмечает детский психолог и педагог начальных классов Кетлин Маккартни. – Тех же, кто дни напролет рисует или превращает игрушек в актеров домашнего театра, отличает большая внутренняя свобода. Эти дети более независимы от критики окружающих и с малых лет проявляют готовность идти своей дорогой».
Наблюдая, с каким упорством малыш строит городки или лечит плюшевых зверей, мы невольно задаемся вопросом: может ли это как-то отразиться на его будущих занятиях? Психологи уверяют: вероятность того, что он станет архитектором или ветеринаром, крайне мала. Как правило, такие дошкольные увлечения длятся не более года. Многие из них исчезают с поступлением в первый класс, где ребенок встречается не только с потоком захватывающих его занятий, но и с новыми друзьями, и у него завязываются другие интересы. «В некоторых случаях интерес расширяется, и ребенок интересуется уже не только динозаврами как сказочными персонажами, но и всем миром рептилий, – говорит Кетлин Маккартни. – И лишь в редких случаях дети уносят это увлечение во взрослую жизнь».
МЕНЬШЕ ИГРУШЕК – БОЛЬШЕ ФАНТАЗИИ
Обилие игрушек, поддерживающих увлечение ребенка, отнюдь не всегда помогает ему двигаться вперед в изучении предмета. Как правило, о большинстве из них дети просто забывают. И прежде чем купить очередной альбом для раскрашивания, предложите любительнице принцесс начать рисовать самостоятельно и вместе создать из рисунков свою собственную книгу. А с маленьким водителем поездов поищите дома предметы, похожие на его любимцев. Так, обычным кубикам можно нарисовать колеса, а из старых шнуров выложить железную дорогу.
РАДОСТЬ ИЛИ ПРОБЛЕМА?
В каких же случаях особенный детский интерес к предмету может служить сигналом неблагополучия? Ведь порой одержимость игрой указывает на так называемое обессивно-компульсивное расстройство, когда малышу требуется профессиональная помощь.
РЕБЕНОК ПОЛНОСТЬЮ ПОГЛОЩЕН ИГРОЙ
НЕ СТОИТ БЕСПОКОИТЬСЯ
Ему не нравится, когда вы пытаетесь переключить его на другое занятие, но вы в состоянии его убедить.
Играя, он фантазирует и готов изменять сценарий, создавая разнообразные творческие ситуации.
ВАЖНО ОБРАТИТЬСЯ К СПЕЦИАЛИСТУ
Ребенок постоянно концентрируется не столько на игре, сколько на определенных, повторяющихся действиях: одна машинка обгоняет другую, и никак иначе, солдатики или куклы всегда должны быть выстроены в последовательности.
Он настолько поглощен своим увлечением, что наотрез отвергает все другие игры и развлечения.
ИГРА И ОКРУЖАЮЩИЕ
НЕ СТОИТ БЕСПОКОИТЬСЯ
Малыш готов согласиться с тем, что взрослый или ровесник, поиграв с ним, переключается на иное занятие.
Нежелание друзей или сиблингов играть только по его правилам не превращается в постоянную причину ссор.
ВАЖНО ОБРАТИТЬСЯ К СПЕЦИАЛИСТУ
Он не чувствует границ и настойчиво требует, чтобы в его игру по первому требованию включились все окружающие.
После того как он рассказал о своем увлечении и разговор перешел на другую тему, ребенок снова и снова пытается вернуться к обсуждению того, что интересно лишь ему.
ПРОЩАЙ, ОРУЖИЕ!
НЕ СТОИТ БЕСПОКОИТЬСЯ
Важно вовремя остановить увлечение любыми играми, провоцирующими насилие. И, конечно, не стоит покупать никакие виды игрушечного оружия. Подумайте, откуда растет этот интерес? Возможно, ребенок смотрел что-то по телевизору или копирует сверстников. Как правило, дети способны переключиться на что-то иное, если не допускать бесконтрольных телевизионных просмотров и если мама с папой предлагают альтернативные игры и объясняют, что им не нравится видеть своего малыша, которого они знают как доброго и отзывчивого, таким жестоким по отношению к друзьям или воображаемым противникам.
ВАЖНО ОБРАТИТЬСЯ К СПЕЦИАЛИСТУ
Малыш все равно упорно идентифицирует себя лишь с персонажами, склонными применять силу. Даже если эта агрессия направлена не на сверстников, взрослых или домашних питомцев, а на неодушевленные предметы – его игрушки, это сигнал к тому, чтобы разобраться, с чем связано такое поведение.
ПРАВО ВЫБОРА
Детям важно осознавать, что с их мнение ценно для взрослых, в особенности если речь идет о значимых увлечениях. И если вы предлагаете малышу вместе провести время, пусть в качестве одной из альтернатив будет нечто, что он особенно любит. Например, он может выбрать два-три занятия: поиграть в игру «Мой маленький пони», сходить в ботанический сад, испечь пирог, почитать любимую книгу. Таким образом, ребенок будет заниматься разными делами, не чувствуя себя ущемленным.
Комментарии