Если бы какой-нибудь ваш знакомый проводил свои дни в полном безделье, вы бы невольно удивились. Будь и даже очень богатый человек, все равно изумились бы решили, что у него не все в порядке со здоровьем. А если бы ребенок не играл целыми днями со своими игрушками у нас было бы еще больше серьезных оснований встревожиться. Точно так же как взрослый человек должен работать, ребенку необходимо играть. Для него игра — то же самое, что работа для взрослых людей. И то и другое в равной мере плодотворны. Ошибочно думам будто игра — это только способ занять детей, чтобы он не мешали нам. И дело не только в необходимости как-то протянуть время, пока они подрастут. Игра сама по себе и полезна и продуктивна. Играя, дети учатся прежде всего развлекаться, а это одно из самых полезных занятий и свете. Кроме того, игра становится неотъемлемой частью их жизни, потому что более или менее постоянно позволяет многому обучиться, немало узнать о самом себе, о жизни и окружающих. Наконец, игра дает даже возможность научиться тому, как надо учиться. Короче, и умственные, и физические навыки ребенка, и его особые способности, и его обычная психическая реакция — все это глубоко обусловлено характером игры.
Есть тут и другой аспект, заслуживающий внимания. Причины, которые побуждают ребенка играть,— это прежде всего любопытство и потребность активно действовать. Из этого «сырья» мы и создаем обычно наше самое главное богатство, а именно наши интересы. Жизнь, полная радостей, тем и отличается от пустого, бессмысленного, расточительного существования, что она полнена множеством разнообразных интересов. Для обывателя, у которого нет никаких увлечений или любимой работы, дни текут бесцветно и монотонно. Человек, имеющий живой интерес к чему-либо, переживает и радостное возбуждение, и полноту удовлетворения от достижения цели, и роскошь спокойствия и отдохновения, потому что увлечения уравновешивают его амбиции и облагораживают труды. Короче, наши интересы стоят гораздо больше тех денег, что лежат у нас в банке. Они более реально воплощают в себе богатство, благодаря которому становится значительным каждый прожитый нами день. Одна из основных обязанностей родителей в том и заключается, чтобы постоянно поддерживать и развивать любознательность и активность детей.
Дети должны радоваться своим играм, и мы стараемся предоставлять им для этого помещение, игрушки и, разумеется, самих себя. Место для игры может выбрано практически где угодно — тут все годится. Это не означает, конечно, что нужно превращать гостиную в гимнастический зал или столярную мастерскую. Есть ведь и такие игры, в которые можно играть действительно повсюду. Пока дети растут, детскую лучше обставлять как место для игры, нежели как спальню. Поскольку многие игры вносят беспорядок, было бы разумно использовать в детской комнате мебель, которая требует минимум ухода. Играть и веселиться с успехом можно в любой комнате нашего дома, более того — все это даже украсит ее.
Предметы, которые мы даем детям для забавы, по существу играют гораздо менее важную роль, чем сам факт, что мы разрешаем, вернее, побуждаем детей играть с ними. В наши дни существует невероятное разнообразие игрушек. И вот тут-то, к сожалению, и кроется причина, почему мы перестаем следить за тем, как развивается изобретательность и фантазия детей, с помощью которых они сами придумывают себе забавы. Я вовсе не хочу советовать вам перестать покупать игрушки. Несмотря на некоторые статьи, осторожно намекающие, будто обилие игрушек рассеивает внимание ребёнка, поговорка «чем больше, тем лучше» здесь по-прежнему остается в силе, хотя надо стараться не переступать границы хорошего вкуса. Так или иначе, важно, чтобы ребенок ИГРАЛ со своими игрушками. Только обладать ими недостаточно. Вот почему нередко бывает гораздо важнее предоставить ребенку место для игры, нежели саму игрушку.
С кем играть — этот вопрос имеет еще большее значение, чем где и с чем. Тесная компания друзей — самое прекрасное, что мы можем подарить нашему ребенку. Вообще такая компания обычно складывается сама собой без каких-либо особых усилий с нашей стороны, и все что нам остается сделать,— поскорее удалиться и не мешать ребенку развлекаться. Но если по каким-то причинам он оказывается в одиночестве, мы можем помочь, определив его в детский сад, или же почаще приглашая наш дом детей своих приятелей и знакомых. Это не означает, что ребенок непременно должен иметь партнера ВО ВСЕХ своих играх. Просто нужны и товарищи, и умение играть одному, без них. Обычно ребенок без труда осваивает это. А если же нет, значит, мы настолько избаловали его, что он еще целиком зависит от нас.
Перед нами, родителями, также стоит другая важная задача — руководить играми наших детей и направлять их. Умная мать тотчас почувствует, когда лучше самой поиграть с ребенком, а когда занять его игрушкой или отправить к друзьям. Она всегда следит и за содержанием игр, что ведут дети. Ясно также, что необходимо обратить внимание на то, насколько активен наш ребенок в общих играх. Пассивное созерцание телевизора долгими часами может быть в чем-то и полезно, но он ограничивает возможности детей думать и на чем-то сосредоточиться. Позволять же им такие бурные игры, после которых они падают от усталости, становятся раздражительными и даже заболевают, тоже безрассудство. Разумный подход и здесь, как всегда, лежит между двум крайностями. Играя с детьми, мы помогаем им раскрыть и развить свои природные способности. В то же врем наше поведение во время игры поможет им усваивать общепринятые правила взаимоотношений между людьми и заставить уважать их. Наконец, участвуя в играх вместе с ребенком, мы укрепляем в нем уверенность, что любим его и заботимся о нем.
В совместных играх, однако, не следует переходить границы. Не стоит уподобляться персонажу карикатуры на которой изображен отец, целиком завладевший игрушечной железной дорогой и не позволяющий детям притрагиваться к ней. Не нужно также чересчур увлекаться ей и показывать детям свое превосходство.
Комментарии