Не собиралась писать на эту тему. А сегодня мне прислали вопрос ребёнка, пришедшего из школы: «Мама, мы что — умрем? Мы в школе решили не чихать вообще. И задерживать дыхание». А недавно рассказали, что ребёнок во сне вдруг стал произносить слово «вирус», а ещё один — тревожно выяснял у мамы, как защититься, и не страшно ли выходить на улицу. Все эти дети — младшие школьники 7-9 лет. Возможно, активно обсуждают и переваривают взрослые разговоры. Как им помочь?
Как укрепить иммунитет, когда вокруг тревога и вирусы
В состоянии стресса наш иммунитет ослабевает. А наш иммунитет — и физический, и, наверное, в большей степени «психологический» — сейчас особенно важен. Последние годы нам показали, что мы можем контролировать намного меньше, чем казалось и чем хотелось. Мы учимся адаптироваться. И учимся создавать острова безопасности и стабильности в себе и вокруг себя.
Дети реагируют, в большей степени, на наши невербальные сигналы. Корректнее сказать ребёнку любого возраста, внимательно в нас вглядывающегося и ощущающего фон нашей тревоги, злости, напряжения: «Я прочитала тревожные новости. Мы в безопасности. Сейчас я думаю, как позаботиться о себе и о тебе».
Чем больше информации, тем меньше тревоги. Чем больше тревоги — тем важнее ощущать: хоть над чем-то — контроль. Тем больше потребность в действиях. Конечно, мы даём ребёнку адаптированную для его возраста информацию, которую находим в официальных источниках.
Текущая информация касается, в большей степени, гигиены. Можно вместе с ребёнком нарисовать яркие плакаты (записки на зеркало в ванной): «Мой руки — считай до 20», во время мытья рук можно проговаривать веселую скороговорку. Написать себе на листике таблицу умножения.
Можно играть в игру «Апчхи» — я ее предлагала детям, чтоб создать привычку прикрывать нос и рот сгибом локтя, а не ладошкой. «Ведущий» произносит «апчхи» — все быстро закрывают рот и нос локтем. Тот, кто оказывается первым — становится ведущим. Придумываем новые веселые ритуалы приветствия. Здороваемся, прикасаясь локтями, плечами, пятками.
8 игр для повышения иммунитета
Игры, которые я предлагала детям разного возраста (помним, что психолог работает не вместо докторов, а вместе с докторами).
Ниткой или шарфом вокруг ребёнка на полу выкладываем круг. Ребенок стоит в центре. Круг такой, чтоб ребёнок мог вытянутой рукой дотянуться до его «границ». Представляем, что сам круг — границы — это символ иммунитета ребёнка, «психологического и физического».
Бросаем в ребёнка подушки с разными добрыми и не очень добрыми словами и «вирусами». По принципу игры «съедобное-несъедобное». Ребенок ладошками и ногами отбивает то, что не хочет, чтоб было в этом кругу (в его «внутренней территории»). И принимает, кладёт рядом с собой то, что ему комфортно.
Эту игру я использовала с детьми, с которыми мы работали над реакцией на вербальную агрессию (дразнилки и обзывалки). И с часто болеющим детьми. Они выталкивали за круг — кашель, насморк и проч. Если вдруг подушка случайно окажется внутри круга — ребенок быстро ее может выбросить ногой или рукой.
Берём губку для мытья посуды или мочалку. Чуть окрашиваем акварельной краской или проводим по любой пыльной поверхности. Обращаем внимание ребёнка на то, что мочалка грязна. В ванной даем ребёнку в руки и просим, чтоб он под проточной водой вымыл эту губку. Приговаривая — так и твое тело очищается. (Так мы сопровождали лечение детей с интоксикациями, аллергией.)
Спрашиваем ребёнка — какой, по его мнению, цвет его идеального здоровья. Рисуем шаблон — контуры пряничного человечка. И просим, чтобы ребёнок зарисовал его «цветом здоровья».
Когда ребенок кушает, представляем, что каждый продукт — не просто продукт, а волшебное блюдо. В котором каждый ингредиент несет нам какое-то важное качество, которое начинается на ту же букву, что и продукт. Например, картошка — красота, креативность; морковь — мудрость, молодость; лимон — любовь; огурцы — обаяние. Можно вообще вместе с детьми готовить и предлагать им шепотом — «магически» — называть «качество», когда мы добавляем в блюдо те или иные продукты. Тогда кулинария превращается в домашнюю магию.
Представляем, что на уровне пупка перед нами находится застежка-молния. Складываем пальцы в щепотку и со звуком «зззззззз» закрываем молнию — поднимаем руку вдоль тела вверх. (При этом — выпрямляя спину.)
Представляем наши иммунные клетки — как маленьких чутких воинов. С тем оружием и инструментами, которые им могут понадобиться в их работе. Можно нарисовать их бой с вирусами.
В моем детстве была игра «в Чапаева», в которой мы сбивали щелчками шашки противника. Так же можно назначить, например, белые шашки — иммунными клетками, а чёрные — вирусами. И сбить вирусы белыми шашками с доски («из тела»).
Представить, что внутри нас появляется маленький человечек — «я сам». И отправляется в путешествие по телу в транспортном средстве, которое придумает ребенок. С теми инструментами, которые ему могут понадобиться. Дети-клиенты чаще всего выбирали пылесосы — которые впитывали в себя пыль и грязь из разных органов. Этот человечек путешествует по телу столько, сколько будет ребёнку важно.
Детям нравятся дыхательные упражнения, в которых они вдыхают прямо из солнца — магию здоровья, и их тело становится внутри чистым и блестящим. А выдыхают — прямо в Землю то, что грязно, то, что земля может принять, и то, что станет удобрением. (Иногда для большей экологичности мы решаем отправить то, что ребёнок выдыхает, к ядру Земли.)
Комментарии