Забавные и полезные игры по обучению чтению можно сделать своими руками. Сам процесс изготовления плакатика или лото — полноценное занятие для малыша. Ребенок наблюдает за вашими действиями, участвует в создании игры и затем с удовольствием играет в нее.
«Сделаем открытку» (18-36 месяцев)
ЧЕМУ УЧИМСЯ: обводке, чтению.
ПОНАДОБИТСЯ: лист плотной бумаги или картона, фломастеры, линейка.
КАК ИГРАТЬ. Основная задача и необходимое условие для обеспечения устойчивого желания читать — помочь ребенку научиться применять полученные знания в реальной жизни, дать понять необходимость и ценность этого умения. Только в этом случае малыш по-настоящему полюбит чтение.
Рисование открытки. Возьмите лист плотной бумаги или картона и согните его пополам. Придумайте подходящий к случаю сюжет. Допустим, у бабушки скоро будет день рождения. Предложите малышу: «Давай поздравим бабушку, подарим ей открытку!» Сядьте рисовать вместе с малышом. На внутренней стороне согнутого листа с левой стороны нарисуйте букет цветов. Ваш рисунок не должен быть сложным, поэтому не рисуйте много цветов. Затем надо написать текст. Но это лучше сделать на следующем занятии, так как малыш уже достаточно потрудился.
Надписывание открытки. Первая часть открытки (рисунок) у вас готова. Теперь надо сделать надпись на правой стороне листа. Разлинуйте место для надписи, расстояние между строками должно быть около 1 см. Теперь придумайте подходящую надпись. Пусть она будет короткой и доступной пониманию ребенка, например: «Бабушка, я тебя люблю! Внучка Анечка». Возьмите малыша на колени и пишите текст вместе с ним либо надписывайте сами, а малыш пусть смотрит. Пока вы пишете, проговаривайте вслух каждое слово. Когда надпись будет готова, прочитайте ее вместе с ребенком, проводя пальцем по строчкам.
Теперь текст можно обводить. Дайте малышу яркий фломастер и помогите обвести. Когда все готово, полюбуйтесь на вашу открытку, рассмотрите картинку и прочитайте еще раз. Можно похвастаться мишке: «Смотри, мишка, какую открытку мы сделали для бабушки!»
Уберите вашу готовую работу до бабушкиного праздника, а когда будете дарить, попросите бабушку, чтобы она сразу рассмотрела картинку и громко прочитала поздравление. Малыш старался. Важный совет: даря открытку, не говорите, что ее сделали МЫ. Ребенок считает открытку самостоятельной работой и может обидеться. Лучше пусть малыш скажет: «Бабушка, я тебя поздравляю! Это я сам сделал!» И малыш доволен, и бабушке приятно!
ВАРИАНТЫ. Можно не писать текст, а наклеивать полоски бумаги с уже написанными словами. Такой вариант безопаснее, так как малыш может проявить большую самостоятельность и сам наклеить надпись, не опасаясь ошибок.
Можно писать не открытки, а записки. Они могут быть адресованы кому угодно — папе, бабушке, коту, любимой игрушке и т.д. Конечно, необходимо учитывать уровень подготовки ребенка. Начинать следует с простых фраз, например: «Папа, обед готов!» Позже можно писать более сложные записки: «Бабушка! Кот хочет есть». Полезно предлагать малышу самому читать записки. Например, можно написать ему о том, что пора идти гулять или что бабушка устала.
«Делаем плакат для чтения» (12-36 месяцев)
ЧЕМУ УЧИМСЯ: читать, писать, обводить; петь по тексту.
ПОНАДОБИТСЯ: лист белой бумаги большого формата (АЗ, А2), яркие, толстые фломастеры.
КАК ИГРАТЬ. На плакате мы пишем текст песенки или стихотворения, которые знакомы малышу и любимы им.
Игры по обучению чтению
Сделайте плакат с песенкой про бусинки. Напишите слова песни крупными печатными буквами, соблюдая строчки. Обведите ярким фломастером. Часть обводки можно выполнить с ребенком. Края плаката украсьте небольшими картинками.
Закружились бусинки —
ТА-ТА-ТА! ТА-ТА-ТА!
Подружились бусинки —
ДА-ДА-ДА! ДА-ДА-ДА!
Засмеялись бусинки:
«ХА-ХА-ХА! ХА-ХА-ХА!»
И запели бусинки:
«ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!»
Возьмите ребенка за руки (если он маленький — на руки, лицом к себе). Медленно кружитесь, припевая или проговаривая нараспев слова песенки. Пригласите в хоровод куклу, мишку.
Подойдите поближе к плакату и спойте, показывая своим пальцем слова. Скоро и малыш будет «читать» плакат, показывая пальчиком. Вам останется только следить, чтобы маленький пальчик попадал на нужное слово, когда вы его произносите.
Не стойте возле плаката долго, т.к. это надоест и вам, и малышу. Немного почитайте и переходите к другому занятию.
ВАРИАНТЫ. Можно сделать рисунок-лепку про бусинки. В следующий раз подойдите к вашему плакату, полюбуйтесь им и прочитайте слова. Затем предложите малышу слепить бусы. Сядьте за стол, возьмите цветной пластилин и слепите с ребенком несколько разноцветных бусинок. Фломастером проведите на листе бумаги «ниточку». На ней нарисуйте 4-5 крупных бусин. Кладите ваши пластилиновые бусины на бусинки на листе. Придавите каждую бусинку к листу своим пальцем или пальчиком малыша. Внизу на листе сделайте надписи: «ТА-ТА-ТА»; «ХА-ХА-ХА»; «РИСОВАЛА АНЯ».
«Лото «Наш теремок» (18-36 месяцев)
ЧЕМУ УЧИМСЯ: надписывать и читать; соотнесению изображения предмета и слова, его обозначающего.
ПОНАДОБИТСЯ: большой лист белого картона или бумаги (можно взять кусок обоев, перевернув его светлой стороной), несколько ярких фломастеров, полоски светлого картона, клей. А также картинки, уже вырезанные (без ребенка) из старых книжек (можно нарисовать их самостоятельно), переводные картинки или наклейки (должны соответствовать сюжету).
КАК ИГРАТЬ. Разложите на полу лист бумаги. Поговорите с малышом о том, что вы будете изображать. Например, вы хотите сделать лото по сказке «Теремок». Схематично нарисуйте большой дом, во весь лист.
Теперь размещайте (наклеивайте или рисуйте) в теремке зверей. Не обязательно использовать героев сказки. Звери могут быть любые, лишь бы нравились малышу: мышка, лягушка, бабочка или даже верблюд. Достаточно будет 4-5 персонажей, чтобы на листе не было тесно. Расположите жильцов по всему пространству теремка.
Когда все звери будут размещены в теремке, можно делать надписи. Располагайте их неподалеку от персонажа, но в разных направлениях (прямо, вверх ногами, наискосок), так интереснее будет играть.
Надписи можно сделать фломастером прямо на листе картона. Пишите сами при ребенке, а затем сразу прочитывайте вместе с малышом, проводя его пальчиком по написанному слову. Таким образом, малыш наблюдает за тем, как вы пишете, и сам читает написанное слово. Если ребенок стремится к большему участию, помогите ему обвести каждое слово ярким фломастером.
Еще красивее получается, когда вы приклеиваете на лото слова, заранее написанные на полосках цветной светлой бумаги. Выберите с малышом нужное слово, прочитайте его и помогите приклеить. В этом способе игры очень нравится участвовать старшим детям. Всем находится дело: кто-то отрезает полоски, кто-то пишет, а кто-то наклеивает.
Некоторые темы для лото:
Курочка Ряба.
Кот и мыши.
Машина.
Дождик.
«Кто в теремочке живет?» (18-36 месяцев)
ЧЕМУ УЧИМСЯ: соотносить написанные слова и изображения; читать; писать.
ПОНАДОБИТСЯ: сделанное вместе с малышом лото на любую тему, фломастеры, несколько картонных карточек для слов.
КАК ИГРАТЬ. У вас уже есть готовое лото «Теремок», которое вы сделали вместе с ребенком. Приступая к игре, возьмите лото и еще раз внимательно рассмотрите его. Расскажите сказку (песенку, стишок) по теме лото.
При этом показывайте и называйте всех участников сказки, изображенных на вашем лото. Затем вместе с ребенком найдите и прочитайте надписи, сделанные на лото.
Возьмите небольшие полоски светлого картона и напишите на них слова, соответствующие надписям на лото. Пусть ваши слова будут разного цвета, но с единым цветом букв в каждом слове. Карточки можно приготовить заранее, написав слова простым карандашом, тогда останется только обвести их ярким фломастером. Вы можете использовать в игре не все слова сразу, а только половину из написанных на самом лото. Например, у вас на лото написано в общей сложности 9 слов: «КОТ», «МЫШКА», «ЗАЙКА», «ТУК», «ТУК», «ТУК», «КТО», «ТУТ», «ЖИВЕТ». В первый раз начните с самых простых повторяющихся слов: «ТУК», «ТУК», «ТУК». Напишите их разным цветом на картонных карточках: одно слово «ТУК» красным цветом, второе — синим цветом, третье — зеленым цветом. Можно использовать картонные карточки разного размера и цвета.
Возьмите одну карточку со словом «ТУК» и сами положите на слово «ТУК», написанное на поле лото. Второе слово «ТУК» кладите вместе с малышом, а последнее пусть малыш положит сам.
В следующий раз, когда вы захотите ввести в игру другие слова, сначала поиграйте со знакомыми словами. Малыш легко положит уже известные ему «ТУК», «ТУК», «ТУК» на место. Это вселит в него уверенность, а вам легче будет ввести в игру новые слова.
Разложите перед ребенком несколько карточек со словами. Если малыш согласен, можно их перечитать. Укажите на одно из слов, написанных на игровом поле, и спросите: «Какую карточку сюда положим? Какое слово здесь написано?» Предложите малышу прочитать это слово и найти нужную карточку.
Чтобы сделать игру еще более привлекательной для малыша, можно на небольших картонках изобразить то, что уже нарисовано на лото. На нашем лото это будут звери — мышка, кот, зайка. (Если у вас лото по сказке «Курочка Ряба», то это может быть яичко, мышка, курочка.) Картинки на картоне можно схематично изобразить фломастером, а можно приклеить уже готовые. Можно просто взять кусочек цветного картона и вырезать из него нужную фигурку.
Такие изображения помогут вашему малышу понять способ игры с лото: подобное накладывается на подобное.
«Делаем свои тетради, прописи и раскраски» (24-36 месяцев)
ЧЕМУ УЧИМСЯ: готовим руку к письму; рисовать.
ПОНАДОБИТСЯ: школьная тетрадь в клеточку, фломастеры.
КАК ИГРАТЬ. Возьмите школьную тетрадку. Надпишите ее вместе с малышом.
Обычно рабочая тетрадь включает в себя несколько видов занятий по развитию навыков чтения и письма. Тут могут быть рисунки — обычно графические, состоящие из контуров знакомых малышу предметов. В зависимости от уровня подготовки ребенка это могут быть как простые рисунки — ягодка, травка, листик, — так и более сложные — птичка, мишка. Также в рабочей тетради могут быть рисунки на определенную тему, надписи, аппликации.
В тетради можно записывать рассказы вашего ребенка. При этом есть множество способов действия: вы можете сами записать рассказ под диктовку ребенка, а потом предложить ему обвести слова; или малыш сам, но с вашей помощью запишет отдельные фразы или весь рассказ. Кстати, рассказом может послужить все что угодно: воспоминания малыша, его рассуждения, любимое стихотворение, песенка, шутка и т.д. В рабочей тетради можно нарисовать раскраску-обводку, написать письмо Деду Морозу (а потом переписать и отослать). Позже в таких тетрадях можно записывать и математические примеры.
В рабочих тетрадях можно рисовать крупные рисунки, состоящие из простых деталей, — это тренирует руку ребенка и готовит ее к письму. Малыш учится видеть отдельные детали рисунка, которые нужно обвести, учится следовать линии рисунка. Это помогает различать и узнавать буквы в словах и правильно их писать.
В рабочих тетрадях мы можем крупным шрифтом писать слова и затем обводить буквы в этих словах (сначала в кружок, а затем по контуру каждой буквы). Обводка букв в словах способствует их запоминанию и позволяет увидеть состав слова. При обводке ребенок застрахован от ошибки написать слово или букву неверно — ведь слово уже написано. Малыш сразу запоминает правильное написание слов и букв.
Такие тетради сопровождают ребенка очень долго — одна сменяет другую. По сути, они являются для него первыми прописями — начиная с обводки букв и заканчивая собственным написанием рассказов. При этом, скорее всего, каждая ваша тетрадь будет отличаться от предыдущей и от тетрадей других малышей.
Комментарии