Игры и игрушки, стимулирующие развитие речи

Игры и игрушки, стимулирующие развитие речи

В статье, посвященной тренировке артикуляции у детей, мы попробовали совместить развитие у ребенка бытовых навыков с упражнениями для его артикуляционного аппарата. Сегодня мы расскажем о том, как развивать речь малыша с помощью простых «бабушкиных» игр и игрушек, которые есть в каждом доме.

Чтобы у читателей не возникло разочарований, скажем: все, о чем здесь написано, вам известно, а публикуем мы эту статью для того, чтобы обратить ваше внимание на важность регулярного общения в форме игры с самого раннего возраста. Именно слова с повторяющимися слогами первыми вычленяются ребенком из речи, и эти слова он первыми начинает говорить. Наша статья может быть руководством к действию — и это даст хороший результат, что неоднократно проверено на практике, а может быть стимулом вашей фантазии в области игрового творчества. Слова приговорок мы подбирали таким образом, чтобы малыша с самых первых дней окружали сочетания всех звуков русской речи, чтобы весь алфавит был представлен в незатейливом «мамином» языке.

Проживая день
Начнем с самых простых вещей — сопровождения определенными, часто повторяющимися словами и приговорками ежедневных режимных мероприятий. (Все, о чем будет сказано ниже, можно делать с самого рождения малыша — это будет очень полезно.)

Вот ваш кроха проснулся (после ночного сна или одного из дневных) — вы приветствуете его улыбкой, ласковыми словами и возгласами «агу-агу», нежно руками очерчиваете контуры его тела и приговариваете: «Потягушеньки-потягушеньки, порастушеньки-порастушеньки, ножки побегушеньки, ручки похватушеньки»… Годится любой вариант, например, из пестовальной гимнастики. Вот настало время массажа или гимнастики — опять же используете подходящие случаю пестушки или даже самые простые ритмичные словечки: «топ-топ» — опуская согнутые ножки на поверхность пеленального столика, «хлоп-хлоп» — разводя и сводя ручки малыша. Наконец, при отсутствии в данный момент фантазии можно просто делать упражнения на счет «раз-два, три-четыре». Для массажа ладошек и пальчиков отлично подойдет «Сорока-ворона кашу варила, деток кормила…», для обхватывания груди ручками — «Ладушки, ладушки, где были — у бабушки…» с непременным окончанием «Ши-и-и-и, полетели, на головку сели!» (ручки обхватывают голову). Здесь же можно поиграть: приговаривая «ку-ку», на несколько секунд спрятать личико малыша под легким платочком (месяца в 3 ребенок уже начнет сам его стягивать!).

Любые водные процедуры тоже нуждаются в «озвучивании» — так они меньше пугают самых маленьких и не вызывают сопротивления тех, кто постарше.

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок! — скажем при умывании, а во время подмывания под струей воды прочитаем шаловливое:
Чижик-пыжик, где ты был?
Я под краном попу мыл,
Вымыл, вымыл, вытирал
И штанишки надевал.

Кстати, с точки зрения гигиены, простейшего закаливания, а также развития ощущений ребенка лучше не пользоваться влажными салфетками при наличии дома водопровода. Привыкните подмывать, умывать малыша, мыть ручки под струей воды — вообще чем больше вокруг ребенка воды, тем лучше. В этом смысле малыши, с которыми занимаются грудничковым плаванием, находятся в привилегированном положении. И для них есть свои специфические «словечки» — например, команда «Ныряем!».

Еще один совет на стыке активизации детской речи и гигиены. Пока вы занимаетесь с ребенком гимнастикой, кормите его, находитесь в непосредственной близости, в тактильной и речевой активности — не держите его в одноразовых подгузниках. Это простой способ наладить связь между вашими словами и его пока еще непроизвольными действиями. Вот он начал писать — тихонько скажите ему «пись-пись», похвалите, вызовите положительную реакцию на его отправления (то же самое — и с «большими» делами).

Если ваш ребенок пользуется пустышкой, старайтесь не использовать ее, когда малыш активен, общается с вами. Очень трудно выражать свои впечатления от игры или от прогулки, если рот занят. Да и маме проще «успокоить» протестующего кроху, дав ему соску, чем постепенно учиться договариваться с ним в случаях капризов и противоречий. «Поселите» пустышку в кровати малыша — ведь по-настоящему (для восполнения недостатка в сосательных движениях) она бывает нужна перед сном, во время ночных пробуждений, после еды из бутылочки.

Когда придет пора кормить малыша из ложки, не забывайте произносить «ам-ам» — пробуя повторить за вами, ребенок сам будет открывать ротик навстречу еде!

Полезно — для маминых нервов и развития малыша — превратить в игру и одевание на прогулку. Можно зарифмовать самостоятельно одеваемые части тела и предметы одежды — например, вот так:

Га-га-га, га-га-га
Вот колготки на ногах!
Ва-ва-ва, ва-ва-ва
Влезли руки в рукава, и т.п.
Можно придумать стихи и посложнее:
Ба-бо-бы — на дворе стоят столбы (натягиваем рукава)
Бы-бу-ба — из окна торчит труба (голова вылезает из горловины).

Еще больше простора для творчества предоставляет время укладывания спать. По моему глубокому убеждению, процесс засыпания маленького ребенка обязательно должен сопровождаться маминой речью — колыбельной, простой сказкой, и никакие аудиозаписи классики для детей или звуков природы этого не заменят. Подойдут любые сочетания звуков и слов, самой маме кажущиеся успокоительными:

Журавли летели,
На ворота сели,
А ворота скрип, скрип,
Наша Маша спит, спит…

(На мой взгляд, аудиозаписи сказок до момента хорошо сформировавшейся фразовой речи неполезны для большинства детей. В разумном объеме можно ставить ребенку детские песенки, испытанные временем.)

Помимо описанных ситуаций хочется привлечь ваше внимание к словам, которые мы употребляем каждый день по многу раз. Не поленимся и перечислим эти слова: имя ребенка, мама, папа, имена брата, сестры, бабушек и дедушек (баба Таня, деда Володя, тетя Оля, дядя Вася), кошки, собаки. Слова есть (от «еда»), каша, суп, щи, жуй, рот, пюре, хлеб, а также: шапка, вот, вода, где, на, дай, иди, пить, большой, маленький, много, мало, чуть-чуть, ля-ля-ля, кач-кач, тра-та-та. Редко встречающихся букв алфавита в этих словах нет, но можно говорить «на цыпочках», делая гимнастику; играть в «юлу», наряжать «елку», надевать «фартук», включать «фары». Заметили: каждая буква алфавита присутствует в этих словах не один раз, а повторяя их многократно, вы тренируете слух малыша и провоцируете его на повторение этих слов при соответствующих действиях.

Пассивный словарный запас (понимание слов) у малыша формируется с момента его рождения. Для того чтобы сделать его использование более эффективным и произвольным, научите малыша показывать как можно больше предметов по вашей просьбе. Ребенок, еще не умеющий ходить, перемещаясь оп комнате у вас на руках, уже может показать окно, лампу, кошку, кровать, протянуть руки навстречу маме, папе, бабушке, дедушке.

Игры-говорилки
А еще в течение дня есть время, когда вы с малышом просто играете. «Правила» этих игр у нас в крови, стоит напомнить лишь первую строчку: «Идет коза рогатая за малыми ребятами…» Развивающий эффект таких потешек будет сильнее, если вы научитесь делать паузу, прежде чем сказать (и сделать) последнее — «забодаю-забодаю-забодаю!». Тогда малыш сначала станет ждать этого предсказуемого конца, а потом и попросит вас о нем — жестами и речью.

По ровной дорожке (малыш сидит у вас на коленях, вы его чуть-чуть покачиваете),
Потом по песочку (начинаете потряхивать),
По кочкам, по кочкам, по синим лесочкам (подбрасываете на коленях),
В ямку — бух! («роняете» между коленей)

Если, не договорив последнюю строчку, приподнять и держать малыша — а ему так хочется «бух!» — он у вас это попросит-произнесет.

Так же исполняются (причем в любом возрасте!) «Гуси, гуси — га-га-га…», «Киска, киска, брысь под лавку» и другие.

В идеале в репертуаре мамы могут присутствовать игры-говорилочки на все согласные буквы алфавита. В неделе семь дней, каждый день вполне реально поиграть в три игры — вот и окружили малыша звуками родной речи. Вот еще один принцип придумывания таких игр:

Жук жужжит — жу-жу-жу-жу,
Я вам глазки покажу,
Я вам лобик покажу,
Я вам ушки покажу (и так далее).

Сначала мама дотрагивается до называемых частей тела, затем это делает малыш, и наконец, мама делает паузу, показывая эту часть тела, — и ребенок называет слово сам, как может.

Игрушки-завлекалочки
Если вы читаете нашу статью сразу после рождения малыша, то, во-первых, мы очень рады вас поздравить, а во-вторых, порекомендовать вам обзавестись погремушкой — маленькой, легкой, с тонкой ручкой, которую можно вкладывать в пока зажатый кулачок малыша, в правую руку. Совершая непроизвольные движения руками, малыш постепенно начнет фиксировать свое внимание на звуке и ощущении.

Позже вам понадобятся другие игрушки. Пусть они заранее появятся в доме и хранятся на виду — но вне досягаемости для ребенка. Их много среди народных динамических игрушек, простейших музыкальных инструментов. Время от времени вы достаете то колокольчик («динь-динь-динь»), то большую юлу (настоящую, которая падает) или маленький деревянный волчок («у-у-у-у») — и заставляете их «работать». «Давай попросим мишек постучать — тук-тук-тук!» — и деревянные медведи-кузнецы начинают свой перестук. Каждый раз «озвучиваете» игрушку закрепленными за ней звукосочетаниями, даете поиграть или извлечь из нее звук самому ребенку. Привлекательность таких забав для малыша проверена веками, и каждое поколение родителей открывает их для себя заново. Зная, что может игрушка, малыш обязательно попросит ее еще раз. Попросит… теми самыми звуками, которыми вы обозначали игрушку:

курочки на кормушке — «цып-цып-цып»;
трещотка — «т-т-т-т-т»;
барабан — «бум-бум-бум»;
маракасы или берестяная погремушка-шаркунок — «шу-шу-шу».

По такому же принципу можно «добавить звучания» и любимым игрушкам малыша, с которыми он самостоятельно взаимодействует каждый день. Машина получит прозвище «ж-ж-ж-ж» или «бр-р-р», куклу или пупса советую назвать именем, непохожим по звучанию на имена домашних. Так, если дочку зовут Лена, а кошку Муся, то куклу можно назвать Катей — и качать ее, укладывая спать: «а-а-а, а-а-а»… Вообще с куклой малыш после года-полутора прекрасно осуществляет все те режимные моменты, о которых мы написали в самом начале, — и озвучивает их запомнившимися словами и звукосочетаниями.

Казалось бы, зачем возвращаться к старым, забытым, на первый взгляд, не очень выразительным игрушкам? К сожалению, яркость, «озвученность» и «механизированность» многих современных игрушек не способствует развитию возрастных навыков, так как сила воздействия ребенка на эту игрушку не соответствует силе ответа. Исключение — так называемые развивающие центры (пластмассовая панель с набором разнообразно звучащих и движущихся игровых деталей). Его отличие от «неправильных игрушек» — в том, что для получения ожидаемого эффекта воздействие на все детали этого центра должно быть разным по сути и по силе.

Вдох-выдох
Речь — это дыхательная деятельность, и ровная, плавная речь напрямую зависит от вдоха и выдоха. Вот игры, которые ненавязчиво тренируют контроль за силой выдоха и развивают легкие.

Извлечь звук из свистка, дудочки; свистнуть резко или протяжно.
Подуть на игрушку-вертушку (чтобы закрутилась). Подуть на свечку — так, чтобы пламя заколыхалось, но не потухло; потухло сразу; чтобы пламя горело, отклоняясь.
Шариковый футбол. Вам понадобится противень с водой, бельевые прищепки и шарики от пинг-понга. На узких сторонах противня прищепками обозначьте ворота. Попробуйте забить гол, подув на шарик. Сначала можно играть по очереди с малышом, забивая гол в одни ворота. Когда навык «управления» шариком будет освоен, поместите шарик посередине и попробуйте забить его в ворота противника — на чьей стороне будет удача? «Высший пилотаж» — это взять шарики разного цвета и сражаться друг против друга.
Книжки-мычалки
Одни из первых книг, которые появляются у малыша в полгода, а то и раньше, — с изображениями животных. Книжек может быть несколько — картонные, с тряпичными страничками или вставками (можно погладить «шерсть» овечки или подергать хвостик у хрюшки), бывают непромокаемые книжки для ванной… С их помощью, а также привлекая игрушечных животных, наборы картинок, пазлы и т.п. выясняем, кто как разговаривает. Читая сказки, предлагаем малышу «сказать» за героев-зверей. Сначала лепетные слова станут обозначать животных, а через какое-то время на ваш вопрос: «Кто говорит «му»?» малыш ответит: «Корова».

Вот списочек зверей, птиц и их «речей», который мы составили для своего и вашего удобства — а вы всегда можете дополнить!

Кто как говорит:
корова, бык (теленок) — му-у-у;
свинья, хряк (поросенок) — хрю-хрю;
овца, баран (ягненок) — бе-е-е;
коза, козел (козленок) — ме-е-е;
осел — иа-иа;
лошадь, кобыла, конь (жеребенок) — и-го-го;
собака, пес (щенок) — гав-гав;
кошка, кот (котенок) — мяу, мур-мур-мур; кис-кис-кис
гуси (гусята) — га-га-га;
утка (утята) — кря-кря-кря;
курица, петух (цыплята) — ко-ко-ко, ку-ка-ре-ку;
лягушка — ква-ква;
ежик — фыр-фыр-фыр;
мышка — пи-пи-пи;
воробей — чик-чирик;
голуби — гули-гули;
ворона — кар-кар;
синица — тень-тень;
кукушка — ку-ку;
дятел — тук-тук-тук;
сова — у-у-у;
журавли — курлы-курлы…

Метки записи:  , ,
Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>