Ваш ребенок начал самостоятельно передвигаться и общаться с другими людьми. Знакомить с основами безопасности стоит не тогда, когда малыш подрастет настолько, чтобы без нянек играть во дворе или ходить в школу. Он уже умеет говорить? Начинайте…
БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ
Самым «рисковым» детским возрастом считается время от рождения и до 4–5 лет, когда малыш начинает активно осваивать окружающее пространство. Начинающий ползать малыш может залезть в самые невероятные места. Дети умудряются проваливаться в раскладные диваны, застревать локотками между звеньями батареи или между прутьями кроватки, всовывают пальчики в решетку холодильника либо надевают на них гайки или мелкие элементы игрушек. Кроме того, маленькие исследователи любят все пробовать «на зубок». Поэтому во избежание неприятностей лучше убирать от ребенка все мелкие предметы и игрушки, которые легко могут оказаться у него во рту и быть проглоченными.
Нельзя недооценивать возможности малыша. Он может за считаные минуты скатиться с возвышенной поверхности или споткнуться о случайное препятствие. Чтобы обезопасить кроху, постарайтесь поставить себя на его место. Опуститесь на корточки и посмотрите на ваш дом глазами ребенка – вы удивитесь, как много соблазнов находится в поле его видимости.
С младенчества воспитывайте в детях чувство самосохранения. Не говорите просто «нет», обязательно объясняйте малышу, в чем именно заключается опасность. Используйте конкретные понятия: это острое, горячее, жжется, колется. Дайте крохе потрогать горячую чашку с чаем, повторив несколько раз, что это горячо. Легко уколите его пальчик иголкой или булавкой, объяснив, что это колется. Спрячьте подальше вещи, которые могут являться потенциально опасными для ребенка и те, которые вы не хотите подвергать опасности поломки.
Средства для чистки унитаза, стиральные порошки, пятновыводители, клей, уксус, всевозможные моющие средства, средства для снятия лака должны быть надежно спрятаны. Если же ребенок умудрился выпить или съесть бытовую химию, немедленно вызывайте врача, а еще лучше – срочно поезжайте в больницу, не забыв при этом прихватить с собой упаковку от принятого внутрь продукта. Так врачам будет легче разобраться, от чего лечить маленького испытателя.
Еще одним очень частым видом травм, которые получают дети дома, являются ожоги, чаще всего полученные на кухне. Поэтому будьте особенно бдительны, когда малыш находится на кухне с вами. Не стойте у плиты с ребенком на руках, когда на ней что-то готовится. Кроха может схватиться за кастрюлю, перевернуть ее, а вы даже не успеете среагировать на его действия.
Закрытые на балконе мама или бабушка – также довольно распространенная ситуация. Поэтому никогда не выходите на балкон без мобильного телефона, таким образом вы хотя бы сможете вызвать мужа с работы, чтобы он вас вызволил. Но лучше всего для таких случаев иметь двустороннюю защелку. Это же касается и дверей в ванную и туалет.
Даже если вы на секунду выходите из квартиры, всегда берите с собой ключи, чтобы не пришлось потом вызывать спасателей, дабы они взломали дверь.
ПОКА МАЛЫШ МАЛ И НЕ ОЧЕНЬ РАЗУМЕН, ДЕРЖИТЕ ЕГО В СФЕРЕ СВОЕЙ ВИДИМОСТИ. НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ КРОХУ, ДАЖЕ МИРНО СПЯЩЕГО, БЕЗ ПРИСМОТРА. НИКОГДА НЕ ЗАПИРАЙТЕ ЕГО. КАК ТОЛЬКО ОН БУДЕТ В СОСТОЯНИИ ПОНИМАТЬ И СМОЖЕТ ЗАПОМИНАТЬ, ПОКАЖИТЕ ЕМУ НОМЕР СЛУЖБЫ СПАСЕНИЯ ИЛИ ТУ КНОПКУ, НА КОТОРУЮ ОН ЗАКОДИРОВАН.
ЗНАКОМСТВО С УЛИЦЕЙ
Современные дети начинают гулять без сопровождения родителей гораздо позже, чем мы сами во времена своего детства. Но готовить кроху к самостоятельным «выходам в свет» стоит заранее. Так, прогуливаясь вместе с малышом, обойдите весь двор и обратите внимание на самые опасные места: люки, подвалы, чердаки, строительные площадки.
Важно не просто сказать: «Сюда ходить нельзя! Это опасно!» Нужно доходчиво объяснить, почему именно нельзя: в люк можно упасть, дверь подвала может кто-нибудь закрыть, и тогда ребенок останется там в заточении (если малыша заперли в подвале, не нужно кричать и плакать, лучше изо всех сил стучать в дверь – так скорее кто-нибудь услышит и придет на помощь).
Большую опасность могут представлять и припаркованные возле дома машины. Расскажите ребенку, что автомобиль может внезапно поехать, и водитель не заметит малыша, спрятавшегося за багажником. Поэтому нельзя бегать и тем более прятаться вокруг машин, а если под машину закатился мячик, нужно обратиться за помощью к взрослым.
Улица и общественный транспорт – также традиционно места повышенной опасности. Во-первых, на улице или в метро легко потеряться. Как можно раньше малышу нужно выучить адрес и телефон.
ВЫУЧИТЕ С РЕБЕНКОМ, КАК ЕГО ЗОВУТ И КАК ЗОВУТ ЕГО РОДИТЕЛЕЙ, А ТАКЖЕ ДОМАШНИЙ АДРЕС И ТЕЛЕФОН
Покажите ему, как выглядят милиционеры, и объясните, что к ним можно обратиться за помощью. Если случилось так, что вы с ребенком передвигаетесь в толпе, не позволяйте ему держаться за край вашей сумки или одежды. Его рука всегда должна находиться в вашей. Договоритесь с малышом, что в случае если он потеряет вас в толпе, то останется на том же месте, потому что мама обязательно вернется. Если ребенок вдруг оказался в уходящем поезде без вас, по возможности хладнокровно отсчитайте, в каком вагоне он уехал, и бегите к дежурному по станции. Собираясь в места большого скопления народа, оденьте ребенка в яркую одежду, которую вам будет легче всего заметить.
Находясь в метро, не забывайте о правилах поведения на эскалаторе. Здесь маленького ребенка нельзя оставлять без внимания ни на минуту. Объясните крохе, что трогать поручень снизу нельзя ни в коем случае. Если малыш вообще не достает до верхнего его края, не позволяйте даже держаться за него. При сходе с эскалатора держите ребенка особенно крепко. На платформе стойте у стены, не подходите к поезду, пока он не остановится. Как можно раньше, с первых появлений на улице, учите городского малыша правилам дорожного движения. И в этой ситуации все зависит прежде всего от примера, который вы подаете ребенку.
Чтобы малыш лучше ориентировался в уличном пространстве, поиграйте с ним в игру: «Дорога в детский сад». Для этого предложите ему самостоятельно запомнить дорогу туда, куда вы регулярно ходите. Малышу будет трудно сразу запомнить весь путь, поэтому разделите расстояние на отрезки, покажите явные приметы каждого. Так же, играя, учите ребенка правилам дорожного движения. Сначала вы показываете ему, как правильно действовать в предлагаемых обстоятельствах: стоять, когда на светофоре горит красный, смотреть налево, затем направо и т. д. Потом уже ребенок показывает вам, как нужно правильно переходить улицу. Намеренно ошибитесь как-нибудь, пусть малыш поправит вас.
Комментарии