Не заметить гиперактивного малыша невозможно. Он везде и повсюду: крутится как юла, бегает, прыгает, задает по сто вопросов в секунду и не пытается при этом выслушать ответ. И понятно, что растить такого неугомонного ребенка непросто. Что именно нужно знать родителям непосед, выяснила Кристина Сандалова.
Даже в три-четыре года гиперактивного малыша нельзя оставить одного в комнате – перевернет все верх дном. В детском саду гиперактивным детям трудно жить по четким правилам, привыкнуть к жесткому распорядку садика, подружиться с ребятами и слушаться воспитательницу. Заниматься с таким ребенком сложно – он не может сосредоточиться больше чем на минуту, вертится на стуле, отвлекается, то и дело вскакивает, не к месту смеется. Родители не могут угнаться за своим маленьким ураганом, да и он сам не в состоянии собой управлять. Порой начинает казаться, что этой бесконечной гонке не будет конца… И все же помочь гиперактивным малышам вполне возможно, важно только не упустить время.
КАКОЙ НЕУГОМОННЫЙ
Почему это происходит?
Это типичный портрет гиперактивного ребенка. В младенчестве такие малыши с трудом выдерживают пеленание, выворачиваются, сердятся, если их стесняют в движениях. И даже во время еды гиперактивный ребенок вертится, суетится, поскольку у него в отличие от обычных детей не наступает так называемого «состояния автаркии» – полусонного удовольствия. Когда гиперактивный карапуз подрастает, он не может долго ни на чем сосредоточиться, вместо игры ломает предметы. Мама и папа часто считают, что их малыш просто очень подвижный и занятия, требующие усидчивости, ему скучны и неинтересны. Родители закрывают глаза на тревожные признаки, а когда ребенок идет в школу, выясняется, что ему очень сложно учиться, хотя от природы он наделен высоким интеллектом и неординарными способностями.
ГАЛИНА, МАМА 5-ЛЕТНЕГО МИТИ:
«С самого рождения Митя был очень жизнерадостным, веселым малышом, но уж очень подвижным, не мог угомониться даже во время еды. Когда стал старше, я заметила, что ребенок плохо удерживает внимание, несколько секунд повертит в руках игрушку – бросает, хватает новую, не пытаясь изучить ее, поиграть. Сейчас Мите пять лет, он совершенно неуправляем, игрушки ломает, да и вообще «крушить» – его любимое занятие. Что-то почитать, собрать конструктор или паззл Мите неинтересно, а ведь нам через два года в школу».
Что делать?
В первую очередь стоит обратиться к невропатологу: он, возможно, назначит успокаивающие лекарства и массаж. Совсем маленького ребенка не нужно пеленать, стеснять в движениях. Однако такой малыш требует постоянного контроля, внимания и общения больше, чем другие дети. Когда ребенок станет старше и у него начнет проявляться «любовь» к разрушению, родителям необходимо останавливать эту хаотичную, бессмысленную активность – она опасна не только для окружающего мира, но и для душевного устройства ребенка. Многие мамы и папы говорят: «Да нам не жалко, пусть ломает – выплеснет лишнюю энергию наружу и станет спокойнее». Но спокойнее ребенок не станет, поскольку у гиперактивных малышей происходит постоянный «самозавод». Если крохе вовремя не помочь, гиперактивность может обернуться серьезными психическими и поведенческими проблемами. Поэтому задача родителей – направлять излишнюю двигательную активность ребенка в правильное русло. Можно отдать малыша в секцию плавания, танцев, фигурного катания, карате, ушу. Когда ребенок подрастет, он охотно будет заниматься футболом, баскетболом и другими командными играми. Многие дети любят конный спорт. Гиперактивность не нужно подавлять, ее следует корректировать и учить ребенка руководить своими желаниями.
ВАЛЕНТИНА, МАМА 4-ЛЕТНЕГО ВАНИ И 5-ЛЕТНЕГО МИШИ:
«У моих детей небольшая разница в возрасте, но как же они не похожи друг на друга! Старший спокойный, в 5,5 года бегло читает, любит конструировать, рисовать. А младший неугомонный, с раннего утра как заведенный бегает, носится, ничем не способен долго и сосредоточенно заниматься. Дня не проходит, чтобы чего-нибудь не разбил, не сломал, не ушибся… Пришлось взять няню, потому что бабушка на прогулке не поспевает за Ваней – он невнимательный, неосмотрительный и непослушный».
НАЛАДИТЬ КОНТАКТ
Почему это происходит?
Гиперактивность можно сравнить с явлением, которое в психиатрии и психологии принято называть «полевым поведением»: ребенок фиксирует внимание только на том, что в данный момент попало в поле его зрения, но тут же забывает об изучаемом предмете, как только переводит взгляд в другую сторону и в его поле зрения попадает новый объект. У гиперактивных детей фактически отсутствует концентрация внимания, у них нет настоящего осознанного интереса к окружающему миру. Поэтому родители, делая замечания, могут наблюдать отсутствие реакции на свои слова.
Что делать?
Если ребенок не реагирует на обращения взрослых, мама и папа должны подкреплять словесные инструкции действием. Не просто говорить «нельзя», «не ходи сюда», «не делай это», а взять малыша за руку и увести в другую комнату, если, например, ребенок трогает чужие вещи или пытается что-то сломать.
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ МОЖЕТ ПРОЙТИ САМА СОБОЙ ГОДАМ К 12. НО ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ ТАКОМУ РЕБЕНКУ НУЖНО ВСЕГДА.
НАЙТИ ПРИМЕНЕНИЕ
Очень важно привить гиперактивному малышу интерес к учебе, к целенаправленному труду. Таким детям отлично подойдут занятия спортом, математикой, пением, театральным искусством. Если гиперактивному ребенку что-то понравится, он готов заниматься любимым делом часами и добиваться серьезных результатов. Конечно, у человека, который страдал в детстве гиперактивностью, и во взрослом возрасте будут свои особенности: таким людям необходима постоянная смена действия, «жизнь в движении».
Когда вы решаете сделать выговор гиперактивному малышу или запретить ему что-либо, сядьте перед ним, чтобы ваше лицо оказалось на уровне лица ребенка, возьмите его выше локтя (если вырывается, твердо удержите) и, глядя малышу прямо в глаза, говорите очень строгим голосом. Лицо обязательно должно быть строгим – так ребенок лучше сконцентрируется и поймет, что от него хотят, поскольку гиперактивный малыш лучше понимает мимику, чем слова.
Нужно помнить, что дети с гиперактивностью от природы очень добродушные и веселые и запреты нарушают часто неосознанно. Конечно, такой ребенок должен знать слово «нельзя», но родителям стоит почаще использовать метод поощрения. Например, договоритесь с ребенком, что он 5 минут просидит спокойно и порисует. Если малыш выдержал, обязательно похвалите его и угостите чем-то вкусным: орешком, конфетой. Поощрение может быть символическим, но важно, чтобы оно было. Тогда малыш на условно-рефлекторном уровне усвоит правильные модели поведения. Постепенно, когда ребенок научится руководить собой и слушаться, «сладкие» награды можно аккуратно отменить.
МАРИНА, МАМА 6-ЛЕТНЕЙ НАСТИ:
«Уже в три года Насте поставили диагноз: «гиперактивность». Невропатолог назначил курс лечения, который нам немного помог, Настя стала спокойнее. Но с концентрацией внимания проблемы остались. На занятиях по подготовке к школе учительница говорит, что малышка сильно утомляется даже от небольшого умственного напряжения, отвлекается, на вопросы отвечает плохо».
СИЛА ВОЛИ
Почему это происходит?
Обычный ребенок понимает, когда следует сосредоточиться, выслушать учительницу и выполнить задание. Им движут различные мотивы: страх получить плохую оценку или замечание, желание отличиться и заслужить похвалу, стремление к лидерству. Гиперактивный малыш, конечно, тоже хочет быть лучшим учеником и радовать родителей. Но он неспособен «собрать себя в кулак» и самостоятельно преодолеть трудности, ему необходима помощь. Если у ребенка слабая внутренняя воля, она должна быть усилена извне, и «аккумулятором» в данном случае должны выступать родители.
ЗАДАЧА РОДИТЕЛЕЙ – ПОМОЧЬ ГИПЕРАКТИВНОМУ МАЛЫШУ НАУЧИТЬСЯ КОНТРОЛИРОВАТЬ СВОИ ЭМОЦИИ И НАПРАВЛЯТЬ БУРЛЯЩУЮ ЭНЕРГИЮ В НУЖНОЕ РУСЛО.
Что делать?
Прежде всего гиперактивному ребенку, как никаким другим малышам, необходим режим. И выполнять домашние задания или заниматься с ним нужно в строго определенное время. Занятия должны быть распланированы, каждое задание должно быть ясно ребенку. Хорошо действует метод «проговаривания вслух», когда малыш вместе с мамой проговаривает свои действия. За любое усилие ребенка нужно хвалить, эмоционально подпитывать, а за выполненное задание (пусть и с ошибками) обязательно поощрять.
УЧИТЬСЯ ДРУЖИТЬ
ТАТЬЯНА, МАМА 7-ЛЕТНЕГО ВОЛОДИ:
«Володя добрый и щедрый ребенок, охотно делится игрушками с другими детьми, редко обижается, никогда первым не начинает конфликтовать. Однако контакта с ребятами ни в школе, ни во дворе найти не может. Детям с ним неинтересно, поскольку по правилам играть ему трудно, он постоянно навязывает свои порядки, которые сам же и нарушает».
Почему это происходит?
Дружеские отношения требуют не только внешней, но и внутренней сосредоточенности, остановки на другом человеке. А гиперактивные малыши по натуре эгоцентричны, для них участие в судьбе посторонних (пусть и близких) людей – это определенное усилие, которое не всегда дается легко. Однако такие малыши умеют сочувствовать, сопереживать, сострадать, они независтливы, щедры. Просто не склонны сильно задумываться о жизни других людей, об их интересах, что так необходимо для построения нормальных дружеских отношений.
Что делать?
Объясните ребенку, что в жизни, как и в игре, существуют определенные правила, которые нужно соблюдать, если хочешь быть принятым в коллектив. Если ребенок желает предложить свои правила, пусть сделает это, когда подружится с ребятами, но он обязательно должен соблюдать их сам. Старайтесь развивать у малыша внимательность и память, для этого можно играть в соответствующие игры: «Найди отличия», «Вспомни, что было» и т. п. Можно проигрывать с ребенком различные ситуации в кукольном театре: придумать жизненный сюжет (мальчик пытается подружиться с ребятами, но его не принимают в игру) и совместно подумать, почему у малыша так выходит, какие ошибки совершает ребенок, а потом проиграть положительный вариант ситуации (когда мальчика приняли в компанию).
НАТАЛЬЯ, МАМА 4-ЛЕТНЕГО ГРИШИ:
«Спокойные игры не для нашего Гриши. Его стихия – салочки, прятки, футбол. Как только выдается свободная минутка, он кричит: «Мама, пойдем гулять!» – и готов носиться по улице часами. Не могу сказать, что он бегает без дела. Гриша все время придумывает какие-то игры, вовлекает в них других детей, но что меня настораживает – энергия у него льется через край. Свекровь твердит мне, что Гриша гиперактивный ребенок, поскольку «нормальный» малыш не может крутиться целый день без устали. Действительно, своей чрезмерной активностью он утомляет домашних, и все вздыхают спокойно, только когда Григорий засыпает. Невропатолог говорит, что ребенок здоров и такая возрастная активность постепенно уляжется, но я с трудом ему верю».
УМЕТЬ ОТЛИЧАТЬ
Почему это происходит?
Сегодня принято причислять к группе гиперактивных детей вполне здоровых, но чересчур энергичных малышей. Коренное отличие гиперактивного ребенка от энергичного состоит в том, что «обычная» активность не несет разрушения. Ребенок может быстро одеться, когда это необходимо, или с невероятной скоростью прибраться в комнате – малыш совершает целенаправленное созидательное действие. Кроха будет очень возбужден и чрезмерно активен, если дорвался до любимых игрушек, в которые давно жаждал поиграть, – в этом нет ничего страшного! Некоторые дети от природы очень активны, обладают сильными лидерскими качествами и способны заражать или подавлять своей энергией.
Однако если активность бессмысленная и деструктивная (и ребенок пребывает в подобном состоянии перманентно), можно говорить о гиперактивности. Конечно, важен возраст: в год-полтора для ребенка совершенно естественно что-то разбить, сломать – таким образом кроха познает мир. Но если бесцельная деструкция – постоянное занятие 3–4-летнего ребенка, это уже повод для обращения к специалисту.
Что делать?
Не нужно записывать ребенка в гиперактивные только потому, что он очень любит бегать или играть в футбол. Примерно с трех до семи-восьми лет ребенок испытывает повышенную нужду в двигательной активности, и, если взрослые будут пытаться подавлять ее, у малыша возникнет протест: карапуз перестанет слушаться, начнет нарушать запреты. Однако если активный ребенок утомляет родителей, им следует задуматься о дисциплине – возможно, кроха не понимает, что нельзя дергать папу или маму, когда они устали и хотят отдохнуть. Или понимает, но пренебрегает чужими потребностями, руководствуясь лишь собственными желаниями.
ДРУЖБА КРЕПКАЯ
Гиперактивные детишки жаждут общения, жизненно необходимо, чтобы у них появились друзья. Здесь родители могут помочь, приглашая домой одноклассников сына или дочери, соседских детей, малышей своих друзей, – важно обеспечить ребенку детский коллектив. Поняв правила построения отношений, гиперактивные дети часто становятся «душой компании», поскольку коммуникабельны, открыты, жизнерадостны и веселы.
Комментарии