В теплое время года, согласитесь, детей домой не затащишь. Да и полезны прогулки на свежем воздухе. Предоставьте часть времени для самостоятельной игры и общения с другими детьми, но обязательно позанимайтесь с малышом и сами.
НАЧАТЬ СНАЧАЛА
Начать игру можно прямо с порога. А ну-ка посчитаем ступеньки, повторим цифры на почтовом ящике, а выйдя из дома, измерим шагами расстояние от подъезда до песочницы. Предложите малышу угадать, какое расстояние больше, до скамейки или до беседки, например. Не выбирайте далекие объекты, малыш только учится считать. Попробуйте дойти до скамейки простыми шагами, а потом посчитать, сколько шагов уйдет на обратную дорогу, или вернуться гигантскими шагами (их, конечно, будет меньше). Все эти варианты сами по себе интересны и полезны – настоящий урок прикладной математики для малышей.
НА ПРОГУЛКЕ ПРИСЛУШИВАЙТЕСЬ К ЗВУКАМ ПРИРОДЫ И ГОРОДСКОМУ ШУМУ: ПЕНИЮ ПТИЦ, ВЕТРУ, МАШИНАМ, ГОЛОСАМ. ЭТО РАЗВИВАЕТ ЗВУКОВОЕ ВНИМАНИЕ. ПЕРЕЧИСЛЯЙТЕ С РЕБЕНКОМ ВСЕ ТО, ЧТО СЛЫШИТЕ. ПОНАБЛЮДАЙТЕ ЗА ПТИЦАМИ, ПОКОРМИТЕ ИХ КОРОЧКАМИ ХЛЕБА, ОСТАВШИМИСЯ ПОСЛЕ ОБЕДА. А ЕСЛИ ПОЯВИТСЯ ЖЕЛАНИЕ, УСТРОЙТЕ ДЛЯ ПТИЦ КОРМУШКУ.
ВЕНЕЦИЯ ВО ДВОРЕ
Представьте себе, что город, в котором вы живете, затоплен водой, словно Венеция. Можно спокойно ходить по мостикам (любым возвышенностям) или плавать на специальных лодках, гондолах, сложив ладошки. Правила просты, но соблюдать их надо во время всей игры. Ребенок должен не забывать соединять ладони, как только он оказывается не на возвышенности (бордюр, горка, лавка, качели).
ПУСТАЯ БЕРЛОГА
Нарисуйте на асфальте девять клеток, как для крестиков-ноликов, но большего размера, как «классики». Встаньте в центр: вы – «медведь». Ребенок должен руководить вами, говоря, куда следует идти. Можно использовать слова «вперед, назад, влево, вправо». Если малыш ошибается и называет невозможный ход (например, вы стоите в самой правой клетке, а ребенок говорит «направо»), то «медведь» выходит из «берлоги» и догоняет малыша. Эта игра развивает пространственное ориентирование, внимание, физическую активность.
РАЗБИВАЕМ ПАРК
Как и предыдущая игра, эта научит ориентированию (слева, справа, вверху, внизу), разовьет творческие способности и даст математические представления.
Давайте разобьем небольшой парк для гномов. Они маленькие, и для них веточка окажется большим деревом, а небольшой камушек – настоящей скамейкой. Продумайте, как будет выглядеть ваш парк, дайте ему название и начните разметку. На земле начертите прямоугольник и размещайте в нем главные объекты: дерево посадим в правом верхнем углу, а скамейки будут, например, стоять в середине парка. Проговаривайте ребенку координаты объектов.
МОКРАЯ КУРИЦА
Игра напоминает обычную карточную «Мокрую курицу», но проводится с палочками или коробкой спичек. Это – «бирюльки», в общем-то, старинная русская игра. Нужно высыпать палочки, собранные на прогулке в кучку. Затем по очереди вытягивать по одной бирюльке, пока кучка не распадется. Проигрывает тот, кто задел спички и рассыпал, когда доставал свою бирюльку. А выигрывает ребенок!
ПРЕДЛОЖИТЕ ТРЕХ-, ЧЕТЫРЕХЛЕТНЕМУ РЕБЕНКУ ПОДОБРАТЬ 10 ИНТЕРЕСНЫХ СЮЖЕТОВ ДЛЯ СЕМЕЙНОГО ФОТОАЛЬБОМА. СДЕЛАТЬ ЭТО НАДО В ТЕЧЕНИЕ ОДНОЙ ПРОГУЛКИ И, КОНЕЧНО, ЗАПОМНИТЬ, ЧТО МЫ «ФОТОГРАФИРОВАЛИ».
ГОТОВИМ СЮРПРИЗ
Потребуется прозрачная упаковочная твердая пленка, нарезанная на квадратики со сторонами, равными примерно 10 см, а также фантики или яркие вырезки.
Будем делать сюрпризы, или «секретики». Для этого нужно вырыть в земле небольшое углубление, положить туда фантик или вырезку и накрыть пленкой. Затем присыпать землей и аккуратно пальчиком, очищая пленку от земли, сделать окошко, через которое видна картинка. Вот и секрет! Спрятанные сюрпризы нужно помечать камушками, запоминать, где они. Предложите малышу придумать новые сюрпризы для вас, возможно, подложить под пленку красивые камушки или сухие веточки. Когда вы приготовите несколько «секретиков», попросите ребенка вспомнить, какая картинка спрятана под каждым камушком. Пусть он сам проверяет правильность своих ответов.
Для трехлетнего малыша вполне достаточно 3–4 картинок.
СКРЫТЬСЯ С ГЛАЗ
Для профилактики нарушения зрения, развития слухового восприятия можно воспользоваться игрой «Скрыться с глаз».
Ребенок должен зажмуриться на счет 3–4. В это время вам нужно поменять место. Перед тем как малыш откроет глаза, ему нужно отгадать и показать рукой в вашем направлении. Можете меняться ролями. Другой вариант: когда ребенок зажмуривается, его нужно будет раскрутить. Перед тем как открыть глаза, малыш должен будет показать рукой в направлении заранее оговоренного предмета.
ЛАБИРИНТ
Ребенок может научиться кататься на трехколесном велосипеде даже в два года, но легче это сделать, когда тело скоординировано для выполнения разных движений руками и ногами, к 3 годам.
Эта игра хорошо развивает координацию движений и даже память. А потребуется только велосипед и подручный материал. Попробуем сделать для малыша настоящую велотрассу с различными препятствиями. Разложите на земле камушки, ветки или принесенные из дома игрушки. Можно использовать кегли. Задача ребенка – проехать, не задевая предметы. Предложите велогонщику вспомнить по порядку, какие предметы он проезжал. Если малыш не катается на велосипеде, можно устроить прохождение лабиринта с закрытыми глазами по вашей инструкции. Поддерживайте малыша в целях его безопасности.
ЛЮБАЯ ИГРА ДОЛЖНА ПРИНОСИТЬ КОНКРЕТНУЮ ПОЛЬЗУ: РАЗВИВАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ, ТРЕНИРОВАТЬ ВНИМАНИЕ ИЛИ ПАМЯТЬ.
ВЫТЯНИ КОРОТКИЕ!
Во время прогулки вы можете научить ребенка сравнивать по длине, развить его память, наблюдательность. А сделать это очень просто. Найдите шесть палочек разной длины, зажмите их в кулаке или двумя ладонями так, чтобы они выглядели равными. Пусть ребенок вытянет любые три палочки из шести. Теперь, соединив их, сравните общую длину с длиной тех палочек, которые остались у вас в руке. Выигрывает тот, чьи палочки короче.
Чем больше вы будете играть с палочками, тем, скорее всего, чаще ребенок начнет выигрывать. Подскажите ему, что можно запомнить, как выглядят короткие палочки, чем они отличаются от длинных. Пусть и ребенок предложит вам сделать выбор: можно ограничиться и двумя палочками.
Хитрость разрешается и даже приветствуется. Зажав в руке палочки, вытяните сильнее короткую, чтобы она казалась длинной. Пусть малыш учится мыслить логически и не поддаваться первым впечатлениям.
АФРИКАНСКИЕ РИТМЫ
Отправляясь на прогулку, захватите с собой баночки от йогуртов или ведерки для песка. Соберите с малышом в баночки разное содержимое, все, что найдете на улице. (Нельзя обламывать ветки у деревьев или рвать листья.)
Каждая баночка при сотрясении должна издавать отличный от других звук: в одной сыплется песок, а в другой стучат камушки. Для маленького ребенка предложите сначала две разные емкости. Дайте малышу послушать, как гремят камни и как пересыпается в банке песок. Потрясите одну и попросите малыша отгадать, что в ней лежит. Поменяйтесь ролями.
Постепенно увеличивайте количество баночек. Подобную игру можно проводить на кухне, используя крупы, фасоль, горох, сахар. Игра отлично развивает звуковое восприятие, фонематический слух, внимание и память.
Комментарии