Решение о том, что ребенку нужен детский сад, принимается в разных семьях по-разному. Мы не будем рассматривать ситуацию, когда без этого довольно полезного общественного изобретения обойтись нельзя, иными словами — дома за ребенком присматривать некому. В этой ситуации лучше почитать другую статью — о пользе общественного воспитания.
Я же хочу рассказать, почему решила создать домашний детский садик для своих младших детей — Игоря (три с половиной) и Юли (два с половиной года).
Почему мы не пошли в обычный детский сад?
В первую очередь потому, что это совершенно не нужно детям двух и трех лет от роду. Если ситуация позволяет маме остаться дома, то лучше отказаться от садика. Из самых важных причин такого отказа назову здоровье: физическое и психическое.
Думаю, никому не надо рассказывать о том, что детский сад для малышни — это источник самых противных болячек типа ОРЗ и ОРВИ, а значит, бесконечных насморков, кашлей и других неприятных расстройств. Боление ими, увы, иммунитета не формирует (это краснухой можно переболеть и получить стойкий иммунитет), напротив, его расшатывает. А постоянная необходимость сидеть дома на больничном сводит на нет мамины старания выйти на работу.
Есть еще один немаловажный отрицательный фактор — многолюдность. Уверенность в том, что нахождение двухлетнего малыша в компании еще как минимум десятка таких же — это обязательное условие гармоничного развития и социализации, по меньшей мере, вызывает удивление. Попробуйте с восьми утра до пяти-шести вечера жить бок о бок с таким же количеством друзей и подруг: поели, поиграли, погуляли (если погода позволила и нянечка в группе есть), поели, поспали, поиграли, погуляли… Усталость и психическая нагрузка гарантированы, а вот пища для пытливого ума, возможность что-то делать в своем темпе и режиме — этого быть в саду не может. И так ежедневно. Думаю, вам вряд ли понравится такая перспектива, даже при условии, что вы очень компанейский человек.
Многие мамы с удивлением отмечают, что малыш, который дома с трудом укладывался на дневной сон, спит в саду. Причем засыпает именно в режимное время — после часа дня. А дома такое чудо возможно только после трех. Но никакого чуда нет — усталость берет свое. Хотя чаще приходится слышать о том, что малыши не могут заснуть в саду или засыпают под самый конец тихого часа, потом добудиться уснувшего вояку невозможно, а дома возникают немыслимые сложности с тем, чтобы уложить детку спать на ночь.
В нашем случае дополнительными причинами отказа от садика были противопоказания у трехлетнего Игоря. Он совершенно не выдерживает компании даже из пяти-шести шести человек — ему трудно сосредоточиться на ком-то одном, чтобы спокойно играть, он быстро утомляется, и будучи по натуре ярко выраженным лидером, с трудом переживает не только ситуацию, что кого-то не удалось за собой увлечь (а в детской компании трехлеток это вообще очень сложно), но и ситуацию, когда нужно выполнять прямо поставленное задание (иными словами, типичное занятие в детском саду).
Нарушениями это назвать, пожалуй, нельзя, а вот специфическими чертами, с которыми нужно считаться, признать пришлось. Таким образом, передо мной встала задача — создать условия для мягкого вхождения в коллектив, и что еще важнее — для формирования навыков, необходимых для обучения. Вариант с хождением на развивающие занятия или в группу кратковременного пребывания рассматривался, но был отвергнут по причине многолюдности (группы по шесть-семь человек) и из-за явного игнорирования Игорьком подобных занятий. Он просто отказывался принимать участие в каких бы то ни было групповых играх или занятиях, выполнять задания педагога.
Итак, решено: в сад мы не идем.
Зачем нужен был детсад дома?
Но мне, как и любой маме, хотелось, чтобы дети учились самостоятельности, самообслуживанию, привыкали к тому, что мама хоть и рядом, но им не принадлежит безраздельно (работая дома, очень нуждаешься в том, чтобы детки понимали это). Так появилась идея попробовать себя в качестве домашнего детского сада — пригласить к себе еще детей (одного или двух), предоставив им свою компанию, попробовать свои силы в работе с группой малышей. Для погодок, коими являются Игорь и Юля, проблема общения, навыков налаживания взаимоотношений не стоит так остро, как это обстоит в семье, где малыш воспитывается один (старшие дети школьного возраста, увы, тоже не решают этой проблемы). Однако мне казалось, что знакомство с другим маленьким человечком достаточно плотно, но в то же время дозировано необходимо им. И в целом я не ошиблась.
Но сначала несколько слов о том, чем руководствовались родители трехлетнего Саши, который ходит в наш в садик вот уже три месяца. Во многом ими владели те же мысли об отсутствии пользы в обычном детском саду. Плюс беспокойство о том, что очень развитый для своих трех с небольшим лет Саша будет с трудом вливаться в коллектив. Ему сложно наладить контакт с ровесниками (со старшими он очень легко находит общий язык), мальчик болезненно воспринимает критику или замечания, чужой успех или первенство над собой (вполне понятно при его опережающем развитии). С точки зрения родителей, он просто не готов к саду — к резкому переходу от единоличного владения миром к коллективному.
Что же дает нам наш маленький детский садик? Кстати, и мы, и Саша так и называем это мероприятие — детский сад.
Конечно, домашний детский сад — это идеальное условие для усвоения элементарных правил взаимодействия. Необходимость поделить игрушки, договориться о ходе игры, научиться уступать или, наоборот, добиваться своего мирным способом. Научиться воспринимать друг друга, научиться принимать чужую точку зрения, принять отношение к себе, к своему поступку.
Общаясь и занимаясь вместе, дети получают возможность сравнить себя с другим — это мощная дополнительная мотивация к развитию, расширение кругозора, освоению новых навыков и умений. Так получилось, что мальчишки оказались полной противоположностью друг другу по типу мышления. Там, где Саша все посчитает и задаст тысячу и один вопрос, Игорь сочинит фантастическую историю, напридумывает новых образов и выдаст что-то совершенно уже свое. Такой тандем в их возрасте — замечательный способ стимулировать для одного развитие фантазии, для другого — внимательное отношение к миру, его точным формам и логике.
Первый коллектив — это первые уроки дружбы и взаимной привязанности. Малыши учатся делать друг другу приятные подарки, заботятся друг о друге, переживают. Так, поначалу двухлетняя Юля не воспринималась «большими» мальчишками как равноправный партнер в играх, но со временем у нее с Сашей наладился хороший контакт. Они явно похожи по темпераменту, имеют сходные привычки и предпочтения — и теперь игры строятся довольно ровно: есть смена партнеров, у каждого есть возможность поиграть одному и в паре. Хотя стоит отметить, что трое — это не самое удачное число малышей. Иногда явно не хватает четвертого. Однако нужно помнить, что домашние условия не всегда позволяют увеличить количество деток.
Домашний детский садик — это полезная затея и для мамы. Если вашему малышу больше двух лет, он достаточно самостоятелен, но вы по привычке одеваете его и кормите с ложки, то приходящие три дня в неделю еще два-три малыша позволят развить навыки самообслуживания. Создадут условия для мягкого отучения от чрезмерной привязанности к маме и выравнивания собственного графика жизни. Работа с несколькими детками обогащает домашнюю воспитательную ситуацию новыми сюжетами. Наконец, детский коллектив из трех-четырех малышей — это прекрасный повод заинтересовать домашними уроками педагога по музыке, рисованию, английскому языку.
Рассказ о том, как все у нас организовано, начну с того, что определю возраст — речь идет о детях от двух с половиной лет до трех.
Режимные вопросы
Самое, пожалуй, важное — это решить для себя все организационные и режимные вопросы. Пригласить к себе ребенка, образ жизни которого принципиально отличается от вашего, — это погубить саму идею домашности садика, так как мягким этот переход к коллективному воспитанию и обучению уже не назовешь.
Как строится наш день?
Собираемся мы в девять часов утра.
До десяти все трое с удовольствием играют, могут иногда стихийно порисовать или полепить в детской. В десять — плотный завтрак.
Следующий час с десяти до одиннадцати может быть посвящен играм, если ребята увлеченно что-то строят, разыгрывают какой-то сюжет (играют в домик, рыбалку, лодку и т.п.), занялись по собственной инициативе развивающими играми — конструктор, пазлы, лото или домино и пр.
Может быть другое развитие сценария — мы рисуем красками, лепим что-то из пластилина, решаем сделать аппликацию. Раз в неделю в это время у мальчиков урок музыки — приходит педагог и занимается пока с каждым отдельно по полчаса. Раз в неделю (не реже) я обязательно провожу игровое занятие, на котором постепенно ввожу элементы гимнастики для развития подвижности суставов, растяжки, а также пальчиковые упражнения.
В одиннадцать мы отправляемся гулять. Немаловажным моментом воспитания для ребят является процесс одевания. Постепенно, глядя друг на друга, все трое начали одеваться самостоятельно, без каких бы то ни было принуждений с моей стороны — просто очень гулять хочется.
В час дня мы возвращаемся домой, смотрим мультфильм, пока готовится и накрывается обед.
К двум часам дети сыты и нагуляны до осоловелости. Кстати, кушают детишки ровно столько, сколько им того надо — никаких уговоров или принуждений. Наелся — свободен, но перекусов у нас нет. Только питье.
В начале третьего готовятся кроватки и выбираются книжки. Все усаживаются и укладываются поудобнее, и мы читаем любимые сказки, рассказы и стихи. После получасового чтения (в три часа) Саша остается в «своей» комнатке, а остальные малыши удаляются в свою. Дело в том, что Саша спит днем, а Игорь и Юля — нет. Решить проблему удалось благодаря наличию отдельной комнаты и достаточно сильной Сашиной потребности во сне — полежав немного в одиночестве, он непременно уснет. Воспитательская задача заключается в том, чтобы обеспечить тишину на ближайшие полчаса — Игорь и Юля тихонько лежат в своих кроватках и слушают чтение. Этот момент особенно ценится мной: тихий час малышам нужен, а вот спать днем они перестали очень рано. Присутствие Саши, его сон дисциплинируют нас троих — отдыхаем тихо, пусть и без сна.
Тихий час длится до половины пятого. Неспящая команда в это время тихо переходит от чтения и разглядывания книжек к тихим играм, а потом и к полднику, к которому присоединяется проснувшийся мальчик.
К шести часам заканчивается наш рабочий день: мы выходим на вечернюю прогулку, во время которой Сашу забирают домой.
Питаются малыши приготовленной мною пищей.
На завтрак — овсяная или четырехзлаковая каша, хлеб с маслом, сок, компот или чай, фрукты.
Обед — обязательно суп (овощной, лапша, с фрикадельками и др.), иногда второе (мясо, котлеты, картофель, рис, гречка), компот и что-то из сладкого (печенье, пряник).
Полдник — запеканка, печенье, фрукты, сок или чай.
Все блюда из тех, что готовятся быстро или могут быть приготовлены заранее. Много съедается фруктов, много пьется сока, компота или морса. Конфеты и прочие вкусности чаще всего рассматриваются в качестве награды или поощрения, реже играют роль успокоительного.
Естественно, необходимо выравнивание меню по вкусам всех членов садовского экипажа. Однако не забывайте о том, что садик — это средство социализации деток, т.е. мягкого, но все-таки приучения жить по правилам общества; формирование умений подстраиваться и спокойно принимать то, что может быть не очень приятным. Поэтому я сама спокойно отношусь к тому, что кто-то из детей по своим внутренним причинам отказался что-то съесть. Но и готовить дополнительно, беспокоиться о том, что кто-то остался голодным, я не буду — еда на столе, если голоден, можешь кушать, а пропущенные в обед котлеты или не съеденная в завтрак каша — это не смертельно, а может быть, даже нужно в данный момент.
Программа занятий
Заранее спланированными являются занятия музыкой, т.к. они связаны с приходом педагога, и обязательные еженедельные занятия физкультурой, в которой есть упражнения на развитие координации, пальчиковые упражнения — они требуют систематического повторения для усвоения. Как это происходит: во время утренней игры я предлагаю поиграть в одно из упражнений. Все они сюжетные, сопровождаются стихами, речевками или рассказом и потому плавно вливаются в общий фон игрового часа. Детки включаются в занятие не обязательно все сразу, но чаще всего упражнение делают все.
Все остальные занятия не спонтанны, а как бы растворены в обиходе. То есть для меня — это довольно обдуманные и последовательные действия, построенные на естественных наблюдениях за живой и неживой природой, окружающим миром, стимулирующие наблюдательность, способность к анализу, развивающие речь ребят. Внешне все выглядит как бесконечная игра дома или на улице — или режимные моменты одевания-раздевания, собирания игрушек, накрывания на стол и кормления, умывания или мытья рук. А на деле ребята постоянно что-то открывают новое: новые возможности своего тела, новые материалы и их особенности, новые предметы и формы.
На прогулке детям предоставляется право самим договориться, как гуляем: остаемся на площадке около дома, идем на какую-то другую конкретную площадку или просто отправляемся бродить по микрорайону. Обязательными для прогулки являются только подвижные игры, но, как правило, принуждать никого не приходится, да и напоминать тоже: догонялки, футбол, катание на санках, прыжки, гонки паровозиком — это и многое другое всегда встречается всеми с радостью.
Стоит также отметить большую нашу любовь к упражнениям на координацию: ходим по бревну или тротуарному камню, прыгаем в классики (на двух ножках пока), перешагиваем из кружочка в треугольник, нарисованные на асфальте мелом. Любим подтягиваться, лазать по металлоконструкциям, причем важным в этом случае становится умение ждать своей очереди — ведь без страховки ничего опасного делать нельзя.
С периодичностью раз в неделю, если любознательные детки не захотели чаще, на улице проводим исследования: то листья, кора, ветки, семена деревьев, то ручьи и лужи, то камушки — обязательно попадется что-то для смелого эксперимента или подробного обсуждения.
Мы много читаем (сказки, рассказы о детях, стихи) и немножко обсуждаем прочитанное, невзначай выучиваем что-то из полюбившихся стихов наизусть, поем и слушаем музыку. Рисуем красками (акварель, гуашь) свободно, т.е. то, что хочется и как получается, раскрашиваем (распечатанные на принтере раскраски), лепим (самостоятельно и на заданную тему), клеим (естественно, аппликация готовится мною заранее: нужно выбрать сюжет, вырезать формы для наклеивания, иногда используем и рваную технику).
Из любимых занятий можно назвать еще лото, самые различные игры на логику и внимание: «Что пропало?» или «Что изменилось?», квадраты и кубики Никитина, пазлы-флексики, шнуровки и все виды конструкторов. По желанию детей, мы можем позаниматься «в школе»: по пособиям «Школа семи гномов», с палочками Кюизинера. Но это скорее игра, а не урок, и системного характера у этих занятий нет.
О том, как все это удалось организовать, мы расскажем в следующей статье.
Комментарии