Подходит к концу второй месяц детского сада. Воспитатели говорят, что все хорошо, ребенок адаптировался. И вы сами видите, что ребенок идет в сад гораздо более спокойно, чем в первые дни. И вы уже привыкли к уводам-забираниям. Но ребенок вдруг снова начал плакать: «Не хочу в садик». И по утрам в раздевалке вдруг снова плачет то один, то другой малыш, а то и сразу несколько.
У нас, по крайней мере, так. И в раздевалках по утрам рёв, как несколько недель назад. Что случилось?
Адаптация к детскому саду
Почему ребенок плачет перед детским садом
Я выделила несколько факторов — стимуляторов новой волны слез.
Во-первых, воспитательницы расслабились, вошли в привычную колею, перестали встречать по утрам детей, стали более равнодушными и более раздраженными. И уже устали — меньше организовывают детей в общие, в том числе ролевые, игры и все больше рассаживают их за столы по одному с пазлами и раскрасками. Дети чувствуют себя одиноко и скучают.
Кому-то повезло, у кого-то в саду воспитательницы от природы ласковые и теплые. У нас нет. Наши от природы строгие и критичные. И не очень вежливые — они даже не всегда отвечают на приветствие.
Во-вторых, расслабились и родители. Все чаще забирают ребенка на ходу, бегом одевая и таща домой, отправляя с порога в детскую. А сами или на кухню, или за работу. Соскучившийся ребенок не успевает «пригреться». А замотанной маме просто некогда ни переключиться на ребенка, ни заняться им.
В-третьих, ребенок уже успел определиться с тем, нравится ему садик или нет, хорошо ему в саду или нет. И если нет, то… То слезы и «не хочу».
Что делать, если детский сад все же необходим и забрать ребенка домой нет возможности или желания?
Как «улучшить» воспитателей
Выбора нет. В детский сад ребенку надо ходить. С воспитательницами вы вряд ли что-то сможете сделать. Если нет в них повседневной ласковости и тепла, то и не будет. Можете только периодически просить их не повышать голос, если они это делают.
Но вы хотя бы можете принуждать их отвечать на приветствие. «Мария Николаевна, здравствуйте! Здравствуйте, Мария Николаевна!!! Мария Николаевнаааа!!! Добрый день» — в конце концов услышит, увидит вашу улыбку и вынуждена будет ответить.
Когда между родителями и воспитателями нет контакта, ребенку намного труднее. Старайтесь каждое утро найти возможность улыбнуться воспитательнице и сказать ей хоть несколько слов при ребенке. Очень хорошо, если получается передать ребенка воспитательнице из рук в руки. Стройте мостики между собой и взрослым, которому оставляете ребенка.
Детский сад — это рутина
Обратите внимание, не расслабились ли вы сами настолько, что можете при возможности пропустить садик и забрать ребенка раньше?
Если да, то стоит снова мобилизоваться. Детский сад должен стать рутиной, обычным делом, вписанным в режим и ритм жизни. Ежедневно в любую погоду, при любом настроении (вашем и ребенка) вы идете в сад. Одеваетесь сквозь слезы, плачете (даже если плачете вместе) по пути в сад, плачете в раздевалке, но идете. Обнимаете ребенка, целуете и оставляете. Без лишних объяснений, только со словами утешения и любви ведете ребенка в сад во что бы то ни стало. Есть только одна причина не идти в сад — болезнь.
Приводите каждое утро в одно и то же время. Мы приходим к утренней зарядке в 8:15, я переодеваю дочку и довожу ее за руку до спортивного зала. Четкие границы времени прихода к любимой «активности» очень помогают девочке.
И забирайте тоже в одно и то же время. Будет удобно и понятно ребенку, если забирать вы его будете тоже с привязкой к какой-то активности — например, с вечерней прогулки в ее середине или конце, сразу после ужина или полдника, — как вам удобно, но тоже в одно время.
Если вы делаете дополнительные выходные, пусть они будут по графику — по понедельникам, пятницам или средам, на ваш выбор, но в назначенные дни. Если забираете ребенка раньше в какой-то день, то пусть это тоже будет определенный день — пятница или среда, неважно. Ритм и рутинность посещений сада успокаивают и дают чувство стабильности и определенности.
«Не хочу в садик!» Что делать маме: утром, вечером, каждый день
Что говорить, когда ребенок утром смотрит вам прямо в глаза и говорит, что не пойдет в детский сад, что ему не нравится детский сад, что ему плохо в саду?
Не отводите глаза. Ласкайте, гладьте ребенка. Если не отвести взгляд не получается, прижмите ребенка к себе, положите его головку себе на грудь. Тем самым вы выражаете понимание и принятие чувств ребенка, свое сочувствие к нему. Плюс телесный контакт успокоителен и для детей, и для родителей. Признайте нежелание идти в сад: да, там не очень хорошо, там скучно-грустно…
Потом вздохните и говорите: «Давай одеваться». Спокойно, добро, но твердо. Делать нечего. Идти надо. Вы малышу сочувствуете, его понимаете, но в садик пойдете.
Не запрещайте малышу плакать. Слезы облегчают душу. Не оставляйте со слезами один на один — пусть плачет в ваших объятиях. Одиночества ему и в саду хватает.
Понятно, что вечером масса дел. Но не оставляйте ребенка одного. Помогите переодеться и умыться. Позовите готовить вместе ужин. Большая часть детей в состоянии что-нибудь перемешать, почисть, порезать, накрыть на стол. Или пусть играет рядом с вами в кухне, и вы при этом будет с ним разговаривать или хотя бы просто периодически дотрагиваться до него — гладить по голове, по спинке, по руке. Покажите ребенку, что он для вас существует. Это важно.
Восстановление эмоционального контакта с ребенком, напитывание ребенка своей любовью в то время, когда малыш не в саду, тоже помогает ему не чувствовать себя брошенным.
Вспомните свой период влюбленности. Вот вы прощаетесь, вот он или она поворачивается и уходит. Молча, не поцеловав, не улыбнувшись, не сказав «увидимся». Или вы встретились с любимым (с любимой), и вас не поцеловали при встрече, не приобняли, не улыбнулись вам, только дежурное «привет» и ноль внимания. Что вы чувствуете?
Ребенку, когда вы уходите из садика утром молча или вечером не говорите ему теплых слов и не обнимаете, встретившись после дня разлуки, стократ труднее, потому что ребенок еще не самодостаточен, потому что еще зависит от вас, потому что вы — его среда обитания.
Проявить внимание не так уж и трудно — просто улыбнитесь, просто посмотрите в глаза, просто обнимите, просто скажите, что соскучились по нему и рады его видеть.
Помогите малышу одеться, а не стойте над ним, поторапливая. И дорогу домой превратите в совместную прогулку.
Да, вы спешите. Но пять лишних минут на улице после садика вам, скорее всего, погоды не сделают. А ребенку сделают. А сэкономленные пять минут все равно будут у вас отняты — лишней истерикой, приставаниями, непослушанием — тем, что на самом деле является попыткой вызвать ваш интерес к себе, выпросить ваше внимание и ваши чувства.
Малыши в саду не плачут просто так. Малыши в саду плачут, потому что им плохо. Помогите им пережить это «плохо».
Комментарии