Здоровье и развитие ребенка напрямую зависит от того, насколько много и разнообразно он двигается и испытывает положительные эмоции.
Для малыша, еще не умеющего самостоятельно передвигаться, самый лучший способ познания – на руках любимой мамы. Он может вертеть головой, трогать руками все, пробовать на зуб, и осваивать новые движения. Однако не все мамы могут себе это позволить, а те кто могут — тоже иногда устают. Многим кажется удачным решением купить приспособление, которое хоть ненадолго освободить маме руки для домашних дел и позволит отвлечь и развлечь ребенка: ходунки или прыгунки.
Детские ходунки — это устройство, позволяющее малышу, еще не умеющему ходить, перемещаться без помощи родительских рук. Представляют собой раму на колесах, внутри которой укреплено специальное «седло» для ребенка; ребенок может, сидя в седле и отталкиваясь от пола ногами, ездить по квартире. Ходунки с успехом применяются в лечении ДЦП (детского церебрального паралича), для детей старшего возраста (1-3 года), которые не могут ходить самостоятельно.
Прыгунки — это сидение для ребенка, похожее на рюкзачок-кенгуру, с высокой спинкой и грудкой. К рюкзачку прикреплены пружинящие ремни, соединенные кольцом, за которое прыгунки подвешены в дверном проеме. Ребенок в прыгунках «висит», касаясь пола стопами, и может, сгибая и выпрямляя ножки, подпрыгивать вверх-вниз на несколько сантиметров. Прыгунки можно использовать с того момента, когда ребенок, поставленный на твердую поверхность (вы удерживаете его под мышки), начинает активно отталкиваться ногами от этой поверхности или сгибать-выпрямлять ножки, пытаясь «попрыгать» (5-6 месяцев), и до того момента, когда ребенку это надоест (обычно — 11-12 месяцев). Если ребенок наблюдается в поликлинике в связи с ПЭП, перед покупкой прыгунков «попросите благословения» у невропатолога и ортопеда.
Ходунки и прыгунки: доводы «ЗА» и «ПРОТИВ».
И ходунки, и прыгунки имеют как ярых сторонников, так и ярых противников. Одни считают, что в ходунках ребенок быстрее научится ходить. Однако другие уверены, что это не так, что ходунки ни только не влияют на сроки начала самостоятельной ходьбы, но даже отодвигают их на более позднее время. В СССР подобные приспособления были сняты с производства еще в семидесятые годы, т.к. было установлено, что в них ребенок учится не столько ходить, сколько отталкиваться от пола – при этом не формируются нормальные биомеханизмы самостоятельной ходьбы, закрепляются неправильное положение стоп, неправильное строение тазобедренных суставов, нарушается мышечный тонус. В Канаде с 1989 г. вообще запретили не только производство, но даже продажу и импорт ходунков, мотивируя свое решение тем, что эта продукция представляет для малышей серьезную опасность.Так какие же основные ходунково-прыгунковые «за» и «против»?
«ЗА» Ходунки, потому что:
Часто молодой маме приходится разрываться между ребенком и домашними делами и остальными членами семьи. Это приводит к усталости, стрессам, падению настроения, ухудшению лактации. Ходунки позволяют освободить маме руки и заняться своими делами, наблюдая и разговаривая с малышом.
Ходунки удовлетворяют потребности ребенка в движении, в исследовании и ознакомлении с окружающим миром. Ребенок весело проводит время, «колеся» по квартире (если размеры квартиры это позволяют).
Ходунки переводят ребенка из горизонтального положения в вертикальное и открывают ему новый мир, что позволяет детям делать значительные успехи в интеллектуальном, эмоциональном и социальном развитии.
Имея возможность движения, ходунки не позволяют дотянуться малышу до опасных предметов, так как имеют диаметр больше, чем размах руки ребенка.
Прыгунки :
Развиваются мышцы ног, стимулируется вестибулярный аппарат. Как правило, дети любят заниматься в прыгунках и получают от прыжков море положительных эмоций.
Целесообразно применение прыгунков в качестве тренажера для детей со слабостью мышц, плечевого пояса и рук, при порочных установках ног, что часто наблюдается при неврологических заболеваниях, а также в процессе реабилитации после травм ног. Однако в этом случае время однократного использования тренажера должно быть уменьшено до 10-15 минут, а занятия проводятся при постоянной активной коррекции взрослым движений ребенка и только по согласованию с врачом…
Ходунки и прыгунки доставляют огромную радость детям, они развлекают, позволяют поворачиваться, оглядываясь кругом. Родители могут в течение 15-20 минут пожить в свое удовольствие.
«ПРОТИВ» ходунков , потому что:
Ходунки замедляют развитие двигательных навыков у детей. Поскольку не стимулируется потребность ребенка в самостоятельном передвижении, ведь он и так может передвигаться на ходунках.
При длительном непрерывном использовании ходунков нагрузка на неокрепшие ножки может привести к их деформации, а позвоночник – к искривлению.
Ходунки влияют на функцию мозжечка. Это происходит из-за того, что, чувствуя постоянную опору, ребенок привыкает к тому, что при ходьбе у него есть опора со всех сторон и не учится держать равновесие. Функции мозжечка, отвечающего за координацию движений, формируются неправильно. И потом, начиная ходить, малыш начинает заваливаться во все стороны и падать.
Не забывайте, что умение правильно падать необходимо вашему ребенку — ходунки такой возможности не предоставляют. Конечно, никому из родителей не хочется, чтобы их любимый малыш падал, ударялся, набивал шишки. Но, не падая вообще, ребенок не сможет научиться падать, то есть группироваться при падении с пока еще небольшой высоты своего роста, защищать голову от удара. В будущем неумение падать может привести к серьезным травмам.
В ходунках малыш не учится осторожности, ведь есть бамперы! Если он столкнется со стенкой и не ощутит никакого дискомфорта, то не научится избегать столкновений, и в будущем может получить травму при столкновении обо что-нибудь более серьезное.
К тому же, познание в этом возрасте в основном идет через прикосновение руками и через рот, а ходунки этому препятствуют.
Ходунки очень травмоопасны. Они могут перевернуться, застревать в дверных косяках или ударяться о стены, малыш может выпасть из них, удариться о препятствие, дети на ходунках дотягиваются до опасных вещей и мест, которые обычно им недоступны. Ребенок в ходунках сможет развивать значительную скорость (до 10 км/ч), а переход с одного напольного покрытия на другое (ковер – линолеум – паркет, да еще и с порожками) может способствовать опрокидыванию конструкции вместе с вашим ребенком, что гораздо опаснее, чем если бы ребенок упал сам.
Ходунок не способствует переходу к стоянию на полной ступне , что затрудняет выработку равновесия , лишает ребенка движений в вертикальной плоскости (сгибание-распрямление).
Многие ортопеды не советуют пользоваться ходунками, часто упоминая последствия использования ходунков:
* Неправильное положение ступней при ходьбе (в ходунках ребенок привыкает ходить на цыпочках)
* Перенапряжение мышц спины (постоянное вертикальное положение и невозможность его поменять)
Претензии к прыгункам те же, что и к ходункам:
Нарушения мышечного тонуса, сдавливание промежности.
В прыгунках ребенок отталкивается от пола двумя ногами одновременно, поэтому, привыкая, он точно так же, поднимая обе ноги, пытается ходить, что естественно не возможно. В итоге много падений при самостоятельном хождении и, как сдледствие, более позднее обучение ходьбе.
Прыгунки ограничивают свободу передвижения ребенка.
Психические последствия использования ходунков
Почему-то в разговоре о ходунках редко упоминают психологическую сторону вопроса, хотя она не менее важна, чем физиологическая. Психические последствия использования ходунков могут быть заметны не сразу, поэтому родители часто не задумываться о них.
Использование ходунков может способствовать сокращению «ползательного» периода. Ползание способствует развитию межполушарных связей мозга и, в общем, гармоничному росту ребенка. Если межполушарные связи не сформированы, ребенка ждут большие трудности в обучении. У тех детей, которые пропустили этап ползания или он был коротким, в младшем школьном возрасте может проявиться нарушение чтения: замедленное, по слогам или по буквам, угадывающее, с ошибками в виде замен или перестановок букв. Кто уж там будет вспоминать, ползал он в грудничковом возрасте или нет?
Детям нравится самостоятельно перемещаться в пространстве – это природный механизм, необходимый для физического и психического развития маленького человечка: ребенок видит привлекательный предмет, хочет дотянуться, старается подползти, протянуть руку, сделать несколько шагов по направлению к желанной цели. Что происходит, когда ходунковый малыш достигает желаемого с минимальные усилия? Чем легче достигается цель, тем меньше становится желание напрягаться ради результата.
Казалось бы, ходунки дают ребенку свободу передвижения: куда хочу, туда и иду. Но малыш в ходунках не может присесть, поползти, лечь, наклониться. Он просто висит на промежности, касаясь носочками пола — никакой свободы движений. А ограничение движения очень сильно действует на психические процессы, особенно на первом году жизни.
Малышу в первый год необходимо осознание границ своего тела, для этого нужно много и свободно двигаться. Если возможность проявлять двигательную активность у ребенка ограничена, он получает недостаточный сенсорный опыт, плохо представляет возможности своего тела. Кроме этого, от физического развития в первый год (особенно в первые месяцы жизни) зависит развитие интеллекта. Точнее, физическое развитие является основой интеллектуального развития.
Для ребенка самостоятельное ползание, постепенное овладение умениями сидеть, вставать, ходить куда полезнее, чем нахождение в ходунках. Поэтому прежде чем покупать их, стоит сто раз подумать. На одной чаше весов – ваша «свобода» от ребенка, на другой – его гармоничное развитие. А если вам очень понадобилось занять малыша чем-то на 10-15 минут, для этого есть масса более безобидных и дешевых способов: например, рвать листы бумаги, переливать водичку из одной емкости в другую, греметь кастрюлями, играться с пустой картонной коробкой – вариантов много, и среди них для каждой семьи найдется подходящий.
Несмотря на высшее сказанное — ходунки, как правило нравятся малышам, облегчают жизнь мамам. Для ребенка ходунки — это новая, интересная и красивая игрушка, с помощью которой малыш может изучать окружающий его мир, передвигаясь самостоятельно. Но если Вы оставите ребенка в ходунка надолго одного или перестанете обращать на него внимания — вам будет крайне сложно посадить малютку сюда еще раз без плача.
Мнения о вреде и пользе ходунков и прыгунков диаметрально противоположные. Естественно, нельзя быть абсолютно категоричным. Можно вырастить здорового, умного, веселого ребенка и с ходунками & прыгунками, а можно и без них. Решение о покупке ходунков и прыгунков должно приниматься в каждом случае для каждого ребенка индивидуально.
Комментарии