Из всех детей с теми или иными проблемами развития и поведения, направляемых школой или детским садом к детскому психологу, большую часть составляют беспокойные дети. Таких детей принято весьма условно и не всегда обоснованно характеризовать термином гиперактивный ребёнок.
Однако, при психоневрологическом обследовании (с помощью психолога и невропатолога), диагноз гиперактивность подтверждается лишь для части детей школьного возраста.
Гиперактивность — это скорее исторически сложившееся название для целой группы различных видов расстройств внимания, которые не обязательно должны сопровождаться моторным беспокойством.
Общим для диагнозов ADHD (Attention Deficit Hyperactive Disorder — расстройство внимания
с элементами гиперактивности) и ADD (Attention Deficit Disorder — расстройство внимания без элементов гиперактивности) является расстройство внимания.
ADHD — это расстройство внимания, которое всегда сопровождается ярко выраженными моторным и эмоциональным беспокойством, повышенной импульсивностью.
ADD — это расстройство внимания в той или иной степени при полном отсутствии элементов беспокойства.
Многие из так называемых »беспокойных» детей, демонстрирующих похожую на гиперактивность клиническую картину, оказываются подвержены совершенно другим расстройствам, не связанным с проблемами внимания.
Примерами таких типичных расстройств могут являться:
* Различные физиологические расстройства сна, питания; дисфункция щитовидной железы и т.д.
* Проблемы замедленного и несбалансированного развития различных сенсорных систем, что очень затрудняет адаптацию ребёнка в окружающей среде.
Например, дети с очень высоким порогом болевой чувствительности часто очень драчливы, а дети с проблемами развития вестибулярного и опорно-двигательного аппарата не могут »усидеть» на одном месте и, как правило, отстают от других детей в овладении моторными навыками.
* Эмоциональные расстройства.
Это, например: повышенная тревожность, различные виды депрессивных состояний, посттравматические реакции на изменения в окружающей среде (например: болезни или смерть близких, развод родителей, переезд на новое место жительства и т.д.).
Именно из-за особой сложности и неоднозначности клинической картины, важно провести тщательное психоневрологическое обследование ребёнка и, ни в коем случае, не прибегать к медикаментозному самолечению.
В связи с тем, что выделить функцию внимания »в чистом виде» из всего спектра психических процессов очень сложно, измерение и установление границ расстройства внимания на практике являются достаточно условными. И если у ребёнка имеется какая-либо из проблем внимания, то это отрицательно сказывается на всех умственных и эмоциональных процессах, свойственных детскому организму, а также часто сопровождается различными отрицательными формами поведения, в том числе и гиперактивностью.
При изучении проблемы внимания исследуются 4 основные параметра:
* Способность концетрации внимания , которая, в свою очередь, подразделяется на автоматическую способность концетрации внимания(непроизвольное внимание) и осознанно управляемую (произвольное внимание).
При этом, важной харатеристикой является способность не только включения внимания, но также и его отключения. Детям с проблемами отключения внимания трудно переходить от одного задания к следующему. Особенно трудно для таких детей переписывать с доски.
* Способность удержания внимания в течение времени .
* Способность выборочного внимания .
Здесь речь идёт о способности ребёнка изменять интенсивность внимания в соответствии со степенью важности принимаемой им информации.
* Состояние развития системы слежения и контроля .
Достаточно развитая система слежения и контроля позволяет ребёнку принимать взвешенные и верные решения в различных конфликтных ситуациях, быть достаточно гибким в использовании ресурсов внимания (концетрация, рассеивание и раздвоение и др.), в соответствии с изменением ситуации.
Все перечисленные параметры внимания очень зависимы от степени мотивации ребёнка и от его эмоционального и физического состояния (голод, усталость и т.п.)
Появившиеся в последние годы компьютерные методики (TOVA, CPT), несмотря на их относительную объективность, ограничены в своих возможностях, так как позволяют измерять только один из параметров внимания ( устойчивость внимания во времени), при этом измерение находится под влиянием других неконтролируемых переменных.
Самая же главная проблема этих методик состоит в том, что около 40% проблемных детей по ним не »улавливаются». Как правило, это дети, имеющие большой опыт работы на компьюторе.
В связи с отсуствием достаточно достоверных средств компьюторной диагностики, врачи и психологи, как и прежде, вынуждены использовать для диагностирования ADHD и ADD различного рода опросники, которые достаточно субъективны, и основаны на различных косвенных признаках.
Специалистам необхомо получить достаточно полную и объективную историю развития ребёнка, поэтому к опросу подключаются как сами дети, так и их родители, педагоги, детский врач и др.
Для правильной диагностики гиперактивности важно, чтобы одинаковые симптомы данного нарушения проявлялись как дома, так и в школе, во время посещения ребёнком детских кружков и пр. Поэтому так важно единство мнений всех участников опроса.
Ниже приводится примерный перечень 2-х групп типовых симптомов, по которым проводится диагностика детской гиперактивности.
Симптомы I -ой группы
1. Ребёнок часто не обращает внимания на детали, делает нелепые ошибки при выполнении заданий.
2. Он не может сосредоточиться на задании или на игре, требующих длительного внимания.
3. Часто не слушает, когда к нему обращаются.
4. Ребёнок не следит за данными ему указаниями, не заканчивает начатое занятие.
5. Он часто несобран, неорганизован.
6. Часто избегает или даже отказывается выполнять задания, требующие повышенного внимания и умственного напряжения.
7. Часто путает расписание, забывает приносить на занятия необходимые школьные принадлежности, тетради, книги.
8. Ребёнок легко отвлекается от выполнения задания, реагируят на все, что происходит вокруг него.
9. Часто забывает выполнять каждодневные процедуры (например, личной гигиены).
Симптомы II-ой группы
1. Ребёнок часто и нервно двигает руками и ногами, не может спокойно сидеть на стуле (ёрзает).
2. Часто встаёт и ходит по классу.
3. Много и бесцельно бегает, забирается без необходимости на высокие предметы и объекты (деревья, забор, столбы и т.п.).
4. Совершенно не способен играть тихо.
5. Ребёнок ведёт себя так, как- будто к нему »приделан моторчик» (»шило в попе»).
6. Чрезмерно разговорчив.
7. Часто отвечает поспешно и необдуманно, не дожидаясь окончания вопроса.
8. Ребёнок не способен стоять в очереди и спокойно ждать.
9. Часто »врывается» без разрешения в разговор взрослых или игру других детей.
Если, по результатам опроса, у ребёнка обнаружены 6 симптомов из первой группы и 3 из второй, то ему можно поставить диагноз ADHD (Attention Deficit Hyperactive Disorder)-расстройство внимания с элементами гиперактивности.
Если же обнаруживаются только 6 симптомов из первой группы, то ребёнку ставится диагноз ADD (Attention Deficit Disorder)-расстройство внимания без элементов гиперактивности.
Рекомендации по устранению проблем расстройства внимания у детей школьного возраста
1. Родители ребёнка должны прежде всего понять его проблему, принять его таким, какой он есть и не сердиться на него.
2. Должны осуществляться постоянная и оперативная связь между семьёй и школой, а также оказание систематической помощи ребёнку в выполнении заданий.
3. Медикаментозное лечение. Внимание! Лекарственный препарат »Реталин»значительно улучшает лишь один вид внимания (способность удержания внимания в течение времени)
и только в 30-50% случаев.
4. Консультации и психотерапевтические занятия с целью коррекции поведения ребёнка.
5. Проведение систематических занятий по улучшению навыков ребёнка в обучении, по развитию у него памяти и внимания.
Комментарии