На консультацию к психологу часто приходят родители дошкольников, жалуясь на их агрессивное поведение. Проблема эта не нова и не случайна. Выдающийся психолог Э. Фромм разделил детскую агрессию на несколько видов. Во первых «злокачественную», правда, редко проявляющуюся в таком возрасте – желание абсолютного властвования над другими живыми существами и стремление к разрушениям. Ну и «доброкачественную агрессию» – поведение, связанное с самозащитой малыша и его ответной реакцией на кажущуюся угрозу.
Для детей дошкольного возраста присуща, в большинстве своем, доброкачественная агрессия, в свою очередь выделяющаяся в такие подвиды:
— непреднамеренная агрессия – нечаянное нанесение вреда. Не бывает и дня в детском саду, чтобы кто-то из детей в коллективе кого-нибудь не задел или не ударил ненароком, случайно. И, при любом исходе таких случаев, они указывают только на то, что ребенок расторможен и сверхвозбудим. Просто он не до конца контролирует себя в играх или шалостях и сносит все у себя на пути.
— оборонительная агрессия очень часто встречается у детей такого возраста. Ее характерная черта состоит в том, что она всегда сопровождена гневом. А гнев – это «защитный панцирь» ребенка, появляющийся в ответ на нарушение его системы ценностей, причем система для каждого из детей- своя. Для одного значение может иметь лишь факт нанесения физической обиды, для другого – отобранная игрушка, а для третьего – обидное слово. В результате малыш непроизвольно переходит к бурному протесту.
Выделяют еще один вид агрессии у детей – «инструментальная агрессия», которая ставит перед собой выполнение конкретной цели: обеспечить получение того, что для ребенка кажется необходимым или желательным. Если с необходимым вопросов не возникает, то вот с желательным возникают огромные проблемы, поскольку желательное похоже на желаемое. А список желаний весьма широк и разнообразен. Поэтому огромные трудности появляются именно с избалованными детьми, каждое пожелание которых старшие выполняют беспрекословно. Конечно же, такие дети будут агрессивно настроены, если кто-то захочет помешать им получить предмет их желания.
Тактика подавления детской агрессии психологами базируется на 4 основных тезисах:
– предоставить ребенку возможность выразить свой гнев наиболее приемлемым методом;
– помочь ребенку понять, что гнев это нехорошо, и научиться его сдерживать;
– дать возможность ребенку «выговориться» невидимому «противнику»: пусть говорит все, что считает нужным выразить по сути волнующего вопроса;
– обсудить с ним его гнев: что его вызывает, как он это обнаруживает и как ведет себя в этот момент.
Кроме того, взрослым необходимо понимать и помнить, что личная их агрессивность способствует появлению у детей соответствующего поведения. Ни за что на агрессию нельзя отвечать агрессией. Родитель должен показать, что данную ситуацию можно решить другим способом. За агрессию недопустимо строго наказывать, потому что это прививает негативные манеры поведения, однако потакать такому агрессивному поведению ребенка ни в коем случае не следует.
Если вы не справляетесь с воспитанием и формированием характера ребенка, запишитесь на консультацию к детскому психологу. И помните, что большая часть вины за то, каким стал ребенок, лежит на вас. Хотите, чтобы ребенок изменился, будьте также готовы меняться.
Комментарии