ЛЮДИ УСТРОЕНЫ ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧТО ВСЕ НОВОЕ И НЕЗНАКОМОЕ НАС, СКОРЕЕ, ПУГАЕТ. КОГДА МЫ БЫЛИ МАЛЕНЬКИЕ, ПУЛЬТ ОТ ТЕЛЕВИЗОРА — БЫЛ МОЩНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ НОВИНКОЙ, ИГРА “ПРИНЦ ПЕРСИИ” ЕЩЕ НЕ ПОЯВИЛАСЬ, А ПО ТЕЛЕВИЗОРУ ПОКАЗЫВАЛИ ПЕРЕСТРОЙКУ, ВМЕСТО “СВИНКИ ПЕППЫ”. НАШИ ДЕТИ РАСТУТ В КАКОМ-ТО ИЗМЕНИВШИМСЯ МИРЕ, И ЭТО НАС С ОДНОЙ СТОРОНЫ НАСТОРАЖИВАЕТ, А С ДРУГОЙ СИЛЬНО РАССЛАБЛЯЕТ: ПЛАНШЕТ ОТЛИЧНО ЗАМЕНЯЕТ ТРИ ЯЩИКА ИГРУШЕК, И РЕБЕНОК СИДИТ ТИХО-ТИХО, ЕСЛИ НЕ СЧИТАТЬ ЭТИХ ЗВУКОВ ИЗ ИГРЫ: “ПИУ-БАМС!”
Исследований на тему влияния компьютеров и телевидения на детей пока что не очень много, зато есть масса мнений, колеблющихся между двумя полюсами: “Пусть торчит в компьютере. Все так делают и ничего!” и другое: “Гаджеты грозят страшными опасностями и разрушают мозг”. Имеет смысл рассмотреть возможные опасности и выяснить, стоит ли волноваться.
ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ПРОБЛЕМОЙ?
1. НЕПОДВИЖНОСТЬ РЕБЕНКА
Редкие дети бегают по комнате во время просмотра мультфильма, обычно увлеченный малыш терпеливо сидит на одном месте, забыв о том, что ему нравится кататься на ледянке с дивана. Отсюда популярность планшетов в самолетах и в очередях в поликлинику. Но как только вы выходите из самолета, неподвижность перестает быть плюсом, от нее и в самом деле страдает детское развитие. Казалось бы, час просмотра погоды не сделает. Еще как сделает — уверены американские ученые. Они провели исследование с участием 11 тыс. детсадовцев, и ответственно заявили, дети, смотрящие ТВ хотя бы час в день, более склонны к полноте, чем их товарищи, которые проводят у монитора меньше часа.
2. ОТСУТСТВИЕ СЕНСОРНЫХ СТИМУЛОВ
Обычно мы радуемся развивающим игрушкам на планшете. Малыш бодро перетаскивает красные квадратики в одну сторону, а зеленые кружочки — в другую, рисует, возя пальчиком по стеклу, или делает прически виртуальным куколкам. Казалось бы, торжество логики и креатива. На деле гораздо ценнее для мозга было бы дать ребенку настоящий сортер, пупса со вздыбленными волосами и реальный деревянный карандаш с бумагой. Мозг ребенка нуждается в мультисенсорной среде, с богатством тактильных ощущений: пусть он рисует, но он чувствует структуру бумаги, слышит, как она шуршит, ощущает, что есть нажать на фломастер посильнее, можно продырявить бумагу и рисовать на полу. О том, что ребята, которые собирают “лего” преимущественно в планшете, много теряют в плане развития, аргументированно расуждает нейропсихиатр и доктор медицины Тео Компернолле в книге “Мозг освобожденный”.
3. ТОРМОЖЕНИЕ В НАВЫКАХ
Уже упомянутый доктор Компернолле, настаивает, что серьезная проблема ребенка с гаджетами не том, что он делает, а в том, чего он не делает: не используют тонкую зрительно-моторную координацию, какая понадобилась бы, завязывай он в этот момент шнурки, не играет, не фантазирует, не учится говорить, выражать эмоции. О связи задержки речевого развития и гаджетов, специалисты говорят давно, а американский исследователь Димитри Кристакис опубликовал неожиданные результаты исследования. Согласно им дети, которые смотрели обучающие программы Baby Einstein, выучили меньше слов за то же время, чем дети, которые не смотрели обучающих передач. Это не удивительно: если мы не применяем какой-то навык, он начинает деградировать. Ребенок, который воспитан мигающими экранами, в способах выражения эмоций будет проигрывать приятелю, который проводил время в компании глухонемой няни.
4. ВОЛЕВАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСКОЕ БЕЗДЕЙСТВИЕ
Мультфильмы и забавная игра с прыгающими лягушками не требуют от ребенка никаких усилий по концентрации. Даже наоборот — стоит приложить усилие, чтобы оторваться от экрана. Почти все видеоприемы: громкие звуки, яркие краски, меняющиеся ракурсы, преувеличенные эмоции, — нацелены на удержание внимания. Мы невольно поворачиваем голову в сторону телеящика, и прилипаем к нему взглядом: так срабатывает ориентировочный рефлекс. Нам, родителям, конечно, не очень приятно, что отпрыск сидит привязанный каким-то непонятным рефлексом. Мы хотим, чтобы он занимался созидательным делом, играл, фантазировал, творил. Но и здесь могут быть сложности. Некоторые специалисты, такие, например, как немецкий ученый Райнер Пацлав, полагают, что нашпигованные готовыми образами мультфильмы, мешают малышам создавать свои собственные. Вместо синезубого чешуйчатого рукокрыла ребенок в сотый раз рисует вам Машу и медведя. Ребенку не хочется творить, спасибо, он уже насытился чужим творчеством.
5. СОМНИТЕЛЬНЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЦЫ
Большинство родителей вынуждены жить в окружении дьявольских существ: плюшевых “ангри-бердсов”, семейки милых пони оттенка “розовый с вырви-глаз-блестками” и бессчетных копий человека-паука. Детская видеопродукция делается с таким расчетом, чтобы быть понятной, плоской и не в меру яркой, это замечал любой человек, который искал ребенку приложения в планшете. Чтобы обнаружить в куче мусорной продукции жемчужное зерно, нужно потратить уйму времени, а потом махнуть на все рукой и поставить признанный шедевр: “Аленький цветочек” 52 года, “Короля льва” или что-нибудь из Миядзяки.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Советы, которые помогут детям приручить технологии, нам помогла сформулировать психолог и педагог Ирина Беляева
В отношения гаджетов и детей, важна и мера, и возраст ребенка. Есть рекомендованные нормы, ВОЗ, в частности, предлагает ребят до трех лет вообще не подпускать к экранам, с трех до семи лет — смотреть до получаса в день, а в младшем школьном возрасте не утыкаться в планшеты больше чем на 50 минут. Пусть для многих эти нормы окажутся не очень реальными, но все же к ним надо стремиться.
До дошкольного возраста гаджеты лучше всего вообще убрать на верхнюю полку. Потом нужно ставить ограничения, контролировать их использование и договариваться о правилах. Порассуждайте с ребенком о том, что именно он делает в компьютере: использует его для саморазвития или бездумно следует за рекламой и развлечениями.
Не всегда книга все, а компьютерная игра — ничего. Следите за контентом: он может быть разным, но всегда качественным.
Поиграйте сами в игру ребенка, вникните, почитайте обзоры или обсудите на форуме, “почему паладины отхиливаются на фул хп”. Это сблизит вас с ребенком, вы поймете, что он в этом подземелье нашел, кроме волшебной мантии, а он в свою очередь перестанет смотреть на вас, как на не в меру бодрого динозавра.
Учите детей мыслить последовательно и фокусировать внимание. Опасные покемоны не должны отвлекать малыша от сборки башенки из кубиков. Три горящих экрана в той же комнате, собьют с толку и помешают доделать верхнюю площадку для вертолета. Многозадачный режим — это никакой не плюс новой цивилизации, а всего лишь состояние рассеянного внимания, в котором домашнее задание по чтению, скорее всего, выполнить не получится.
Комментарии