На сегодняшний день едва ли найдутся те, кто не осознает значимости владения английским языком, говорить на нем, хотя бы на базовом уровне просто необходимо, если вы считаете себя человеком, идущим в ногу со временем. Охватив практически все сферы профессиональной деятельности, английский уже давно перестал быть только языком дипломатии, мировой экономики и культуры.
Преимущества человека владеющего английским языком очевидны и, понимая это, очень многие мамы, задумываясь о будущем своих чад, озабочены вопросом обучения его английскому языку, и не напрасно, ведь подходя к этому процессу, стоит продумать ряд серьезных вопросов. Например: каков оптимальный возраст ребенка для начала изучения английского языка? Каким способом будут организованы сами занятия? Какие конкретно факторы должны учитывать мамы, которые планируют начать заниматься с ребенком?
Итак, первый вопрос, который мы рассмотрим:
С какого возраста следует начинать обучение английскому языку?
По сравнению с другими языками, английский – достаточно легко и быстро поддается усвоению, что позволяет преподавать его даже самым маленьким ученикам уже в детском саду. С методической точки зрения начинать обучение ребенка иностранному языку нужно не раньше трех лет. Однако здесь стоит оговориться, что все зависит от индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка и поставленных целей обучения. Если говорить о регулярных систематических занятиях по определенной программе, то разумнее действительно начинать не раньше трехлетнего возраста, особенно, с учетом, наметившейся в последнее время тенденция к позднему говорению детей (заметьте, я не говорю о задержке речевого развития).
Если ребенок только начинает говорить на родном языке, то с комплексными занятиями английским языком можно не спешить, поскольку львиную долю времени (90%) обучения иностранному языку на раннем этапе занимает говорение. Дело в том, что мысли у ребенка формируются на родном языке, а при изучении иностранного, он пытается выразить их другими (новыми) языковыми средствами, и как же малыш будет выражать их новыми, если еще не научился делать это даже при помощи родного языка!
Кроме того, исходя из личного опыта, знаю, что если в три года ребенок не говорит хотя бы элементарными фразами, мама, совершенно небезосновательно, начинает задуматься о ЗРР и ЗПРР, поэтому лучше убедиться в отсутствии проблем подобного рода до начала занятий. Нет ничего страшного в том, что ребенок начнет изучать язык не в три, а в три или четыре с половиной года, вот если не отследите задержку речевого развития и начнете обучать ребенка новому языку, можете нанести еще больший вред. Также не стоит считать фатальным промахом тот факт, что по ряду каких-то причин ваш ребенок начнет изучать язык лишь после 6, и даже в 7-8 лет. В целом, через непродолжительное время при прочих благоприятных условиях у него будут все шансы сравняться по уровню знаний с теми, кто начал раньше. Но учтите, что этот возраст совпадает с началом учебного процесса в целом, и изучение иностранного языка ляжет дополнительной нагрузкой, тогда как в 3-5 лет занятия для не обремененного и открытого всему новому мозга детей, скорее, станут еще одной интересной игрой.
Если говорить об обучающих моментах несистематического характера: показывать ребенку мультики на английском языке, карточки с картинками или предметы, озвучивая при этом их название на английском, то вы можете не ждать трех лет, а начинать практически с рождения. Ребенок действительно будет постепенно запоминать, а, впоследствии, начав говорить, воспроизводить. Однако следует учесть, что это может повлечь за собой такое явление, как билингвизм, который иногда является фактором, влияющим на задержку речи на родном языке, ребенок попросту будет долго раздумывать над тем, как правильнее назвать тот или иной предмет или явление – на английском или родном языке.
Тем не менее, забрасывать вопрос изучения иностранного языка в долгий ящик тоже не стоит. Лично я, например, не согласна с теми, кто утверждает, что английский следует изучать только тогда, когда ребенок подходит к процессу изучения максимально осознанно, т. е. около 10-11 лет. Наверстать упущенное в плане знаний ему возможно и удастся, но сформировать умения и навыки владения языком без дополнительных усилий будет очень сложно. Учтите, что специфика изучения иностранного языка, в отличие от других дисциплин, такова, что сначала необходимо сформировать у ребенка умения и навыки, и только потом знания. Иначе говоря, многократными повторениями мы сначала учим конструкцию: I can dance, I can play, I can jump (Я могу танцевать, Я могу играть, Я могу прыгать) до тех пор пока не сформируется безусловный речевой навык, и многим позже изучаем грамматику конструкции с использованием модального глагола can, т. е. формируем знания. Так вот, у этих детей может попросту не остаться времени на формирование речевого навыка.
Итак, делаем вывод, что оптимальный возрастной диапазон для начала обучения ребенка английскому языку – 3-5 лет. Не загруженному школьными занятиями малышу будет намного проще и интереснее изучать иностранный язык, особенно с учетом того, что программа раннего обучения проходит преимущественно в игровой, занимательной для ребенка форме, а значит, есть очень сильный стимул к тому, чтобы усвоить новое. Кроме того, изучение иностранного языка – это процесс, связанный с напряженной мыслительной деятельностью, и помимо усвоения самого языка, мозг ребенка, получая новые порции нагрузок, будет постоянно работать и развиваться.
Комментарии