С проблемой страхов у ребенка сталкиваются многие родители. Испуг – это нормальная реакция человека на какую-то угрозу. А наши малыши в силу отсутствия жизненного опыта боятся всего нового, незнакомого и неожиданного.
Чувство страха известно всем. Мало кто может похвастаться, что в детстве вообще ничего не боялся. То, что малыши испытывают такие переживания, абсолютно нормально. Более того, многие специалисты считают, что отсутствие страхов может говорить о задержке психического развития ребенка. Ведь они тесно связаны с развитием воображения, умением фантазировать, а значит, являются составляющей интеллекта.
Не каждый страх вреден: он помогает избегать опасностей. Проявлять осторожность полезно – это основа инстинкта самосохранения. Ведь, если вы боитесь утонуть, вы не поплывете на глубину, а переходя дорогу, обязательно убедитесь, что вблизи нет машин. В процессе развития одни опасения и страхи будут уходить, а на смену им будут приходить другие: кроха будет преодолевать их по мере получения информации об окружающем его мире. А сейчас, пока он совсем мал, его мир значительно отличается от мира взрослых, и бояться малыш может самых неожиданных на наш взгляд вещей, которые могут показаться смешными. Не относитесь к детским чувствам легкомысленно.
В младенчестве страхи прежде всего связаны с резкими звуками, вспышками света, незнакомыми людьми, явлениями и с чувством одиночества. Такие страхи в основном связаны с инстинктами и называются охранительными. Ребенок еще так мал и неопытен! Его может испугать падающий с дерева лист, открывающийся зонт или шум на лестничной клетке. При этом он не замечает того, что действительно может нанести вред. Карапуз не осознает, что если потянет за край скатерти, то может опрокинуть на себя горячий чай, а перегнувшись через перила на горке – упасть. Задача родителей – объяснять маленькому исследователю, какие ситуации опасны, а чего бояться не нужно, и подавать личный пример уверенности и спокойствия.
ЧЕГО БОЯТСЯ МАЛЫШИ
Новорожденный. Представьте, что вы попали на другую планету, где все непривычно и незнакомо. Резкие звуки, яркий свет, холодно и неуютно. Вокруг огромные незнакомые существа. Хочется вернуться домой − но это невозможно… Что-то похожее чувствует новорожденный малыш, пугается и громко плачет. Это инстинкт. Тот же инстинкт заставляет малыша вздрагивать и вскидывать ручки при резком звуке и зажмуриваться при ярком свете. Малыш нуждается в присутствии мамы, он очень беспомощен, и только она может успокоить кроху, так как новорожденный воспринимает себя с мамой единым целым. Если ее рядом нет, когда он просыпается, он пугается и начинает плакать. Достаточно взять малютку на руки, прижать к себе, приложить к груди − и тревога пройдет, он услышит знакомый голос, почувствует тепло маминого тела, ее запах и ощутит себя в безопасности.
Первые месяцы. Кроха боится ухода мамы. Он не понимает, что мама − это отдельная личность. Когда она уходит, ребенку кажется, что не хватает части его. Это как идти по краю высокого моста, у которого нет перил: тут же пропадает чувство защищенности. Специалисты рекомендуют не пренебрегать потребностью своего ребенка в объятиях, ласке, физических контактах. Независимо от того, почему расплакался малыш, не перенимайте его эмоции, будьте приветливы и спокойны.
Полгода. Поначалу грудничок улыбается каждому, кто склоняется над его кроваткой. Но в 6−9 месяцев появляется страх перед незнакомцами. Малыш начинает громко кричать, как только к нему протягивает руки кто-то чужой. Он может испытывать страх, даже сидя у мамы на руках. Ребенок уже безошибочно различает маму среди других людей. Любой другой человек, пожелавший взять малыша на руки, вызывает недоверие и настороженность. Если кроха не хочет идти на ручки к приехавшей навестить его бабушке или протягивает с плачем ручки в вашу сторону, когда около его коляски присаживается папин коллега, не выказывайте свое недовольство таким поведением, это не каприз. Не заставляйте ребенка проявлять смелость, не акцентируйте внимание на его реакции, продолжайте мирно общаться. К полутора годам страх перед чужими пройдет.
Год. В этом возрасте малыш уже вовсю знакомится с окружающим миром. Однако страх перед незнакомыми звуками сохраняется. Звуки стройки, сирена пожарной машины, сигнал автомобиля, рев пролетающего самолета – малыш не видит источник шума, и, если эти звуки ему незнакомы, они могут сильно напугать. В этом случае поспешите к малышу, обнимите его и объясните, что это за звук. Не высмеивайте его − он нуждается в вашей поддержке. К 2−3 годам количество слуховых страхов значительно уменьшается, большинство окружающих звуков становятся знакомыми и узнаваемыми. Но вероятность того, что ребенка может напугать какой-то шум или грохот, остается. Вы ведь вздрагиваете, когда от сквозняка громко захлопывается дверь. В такие моменты достаточно просто оказаться рядом и успокоить напуганного ребенка.
Также в этом возрасте появляются визуальные страхи. Воображение малыша очень живо, и он не отделяет реальный мир от воображаемого. Яркие образы, возникающие в его головке, живут собственной жизнью и могут представлять опасность. Малыши начинают бояться больших предметов, особенно если те совершенно неожиданно начнут двигаться. Это может быть, например, высокое растение, качаемое ветром, или вспорхнувшая с ветки ворона. И в данном случае основным будет все тот же совет: всегда находитесь рядом, будьте готовы успокоить ребенка и объяснить ему, что это лист дерева, птица, тень человека и они не представляют угрозы.
Полтора года. В этом возрасте малыши уже хорошо освоили навыки невербального общения. Они распознают эмоции, могут улавливать настроение близких, учатся понимать сигналы, исходящие от других людей. Впервые, ближе к двум годам, ребенок видит клоунов и актеров с гримом на лице и часто очень их боится. В этом возрасте родители начинают выводить малышей «в свет» (на утренники, кукольные спектакли), приглашают аниматоров на первый день рождения или Деда Мороза − на первый Новый год. А он их пугается. Это нормально: ему необходимо видеть глаза и настоящее лицо человека, чтобы понять, можно ли ему доверять. Маскарадные костюмы и грим этому мешают, а излишняя экспрессия, громкий смех и размашистые движения руками, свойственные веселому клоуну, отпугивают. Малыш подозревает что-то неладное и вполне логично защищается, проявляя беспокойство. Не нужно настаивать и говорить: «Посмотри, это же добрый клоун» − так вы лишь усилите подозрения ребенка. Если ваш малыш увидел Деда Мороза или актера в гриме и испугался, понаблюдайте за ним издалека, расскажите ребенку про этого сказочного героя, объясните, что клоуны очень добрые и веселые. Если вы организовали домашний праздник, куда были приглашены аниматоры, заранее подготовьте малыша к этой встрече. Если он захочет, нарядите его в яркий костюмчик, нарисуйте ему румяные щечки, наденьте клоунский носик: пусть он поймет, что клоуном может стать любой. Рассматривайте картинки, купите куклу, например Петрушку, и разыграйте с ним небольшие представления.
Многие дети в период освоения навыков гигиены боятся спускаемой воды в туалете. Или воронки, которая создается в ванной, когда уходит вода. Конечно, этот механизм довольно шумный. Но дело не только в этом. Ваш малыш уже понимает, что вода уносит содержимое его горшка в неизвестность. А это содержимое – часть его самого. И если мы начинаем спускать воду из ванной, в которой еще сидит малыш, он вскакивает и умоляет вытащить его. Это происходит от страха, что он тоже может исчезнуть вместе с водой. В этом возрасте ребенок еще не может соотнести размер сточного отверстия с размерами собственного тела, но зато он обладает инстинктом самосохранения! Если ваш малыш тоже боится шума спускаемой воды и сливного отверстия, не торопитесь жать на рычаг в его присутствии. Пусть он привыкает к этому шуму на безопасном расстоянии. Перед тем как вытащить пробку из ванны, возьмите малыша на руки. Иногда детям становится легче, если, перед тем как нажать на рычаг, они помашут ручкой на прощание тому содержимому, которое уплывает в неизвестность.
Страх темноты – один из самых распространенных страхов у малышей младшего дошкольного возраста. Стоит маме покинуть спальню, как тут же везде оживают причудливые тени. А под кроватью просыпается страшное чудовище, оно так и ждет, что малыш спустит ножки, чтобы схватить его и утащить с собой. Малыши не хотят засыпать в одиночестве, им действительно очень страшно и одиноко. Никогда не делайте из спальни комнату для наказания, а также не устраивайте разнос перед сном по поводу поведения на детской площадке или неубранных игрушек. Ничего не должно расстраивать и угнетать малыша перед тем, как остаться в спальне. Поставьте в детскую комнату большое мягкое кресло. Родительское кресло в детской комнате – это атрибут, который внушает спокойствие, спасает от страхов, мама или папа всегда садятся в него, чтобы поговорить с малышом о том, как прошел у него день, ответить на все его вопросы или почитать ему сказку перед сном. Дружеские вечерние беседы − самый лучший способ уложить малыша в кровать и избавить его от возможных тревог, которые мешают уснуть. Если ваш малыш боится темноты, подарите ему небольшой фонарик, чтобы он мог в любой момент осветить подозрительный угол. Купите небольшой ночник, повесьте мигающие новогодние гирлянды.
ПРИЧИНЫ ДЕТСКИХ СТРАХОВ
Многие страхи возникают у малышей неожиданно, на короткое время и бесследно исчезают без каких-либо последствий. Но, если игнорировать детские тревоги, подавлять их и считать несерьезными, они могут превратиться в настоящий невроз. Одни страхи возникают в силу возрастных особенностей, а какие-то − из-за неблагоприятной атмосферы в семье (ссоры, излишняя строгость, отсутствие эмоционального контакта с ребенком). Иногда сами родители внушают детям тревогу, проецируя на них собственные страхи: «Не подходи к собаке, укусит», «Не наступай на люк, он откроется, и ты упадешь». Любое мамино беспокойство передается малышу. Если взрослые станут настойчиво и слишком эмоционально указывать ребенку на наличие опасности, они непроизвольно заразят его страхом. Фразы типа «Будешь так себя вести, отдам вон тому дяде», «Не будешь кушать − попадешь в больницу, там тебе будут делать уколы» вообще не должны употребляться при общении с ребенком. Стоит упомянуть, что страх может возникнуть у ребенка и после неприятного, травматического опыта. Например, «Зубной врач мне сделал больно», «Собака громко на меня залаяла», «Вода в ванной ошпарила мне ручку». Так возникает страх по отношению к врачам, собакам, купанию в ванной.
ОДОЛЕЕМ СТРАХ ЛЮБОЙ
Наблюдайте за ребенком, а если возраст малыша позволяет, спросите его, чего он так боится. Справиться со страхами очень важно. Ведь тот, кто не смог преодолеть их в своем детстве, став родителем, скорее всего, передаст свои страхи и опасения ребенку. Если с вашей стороны все-таки требуется помощь, начать придется не с ребенка, а с себя. Первое: он должен знать, что его любят и всегда поддержат и поймут. Постройте с малышом доверительные отношения. Любите кроху таким, какой он есть, со всеми его желаниями и чувствами. Читайте хорошие сказки, слушайте приятную музыку. Устраивайте совместные прогулки, подвижные игры. Второе: он должен верить в свои силы. Прежде всего работайте над тем, чтобы укрепить уверенность малыша в себе, – это основа. Хвалите, гордитесь малейшими достижениями, подбадривайте и будьте рядом. Третье: сами не представляйте угрозу. Поменьше читайте нотации, не осуждайте и не наказывайте. Четвертое: никаких фобий. Боритесь с собственными страхами, не проявляйте излишнюю тревожность и беспокойство.
Помогайте своему ребенку получить больше информации о том, что его окружает, какие звуки он слышит, какие явления наблюдает: о птицах, о поездах и самолетах, о громе, ветре и животных, которых он встречает в городе и в деревне. Учите быть предупредительным, проявлять бдительность, а не страх. Пусть он учится понимать, что такое горячее, острое, хрупкое.
Постарайтесь оградить ребенка от того, что может обогатить его чувствительное воображение страшными и угрожающими образами. Внимательно выбирайте книги, следите, чтобы иллюстрации в них не были угрожающими, никаких животных с оскалами и страшных, реалистично изображенных ведьм и монстров. То же самое можно сказать об игрушках: все они должны быть миролюбивыми и безопасными. Желательно, чтобы знакомство малыша с телевизором произошло как можно позже. Если вы включаете ребенку мультики или познавательные передачи, строго следите за их качеством и эмоциональным содержанием, а лучше смотрите их вместе.
И, наконец, попробуйте выработать психологическую защиту от тревоги, используя сам объект, внушающий ребенку страх. Малыш боится работающего пылесоса? Купите ему игрушечный – пусть наведет порядок у себя в комнате. Он боится Бабы-яги? Нарисуйте вместе с малышом ее на бумаге, а затем добавьте смешные усы, пару лопоухих ушей и поговорите ее голосом о ее проблемах: может, малышу станет ее жалко, − или вместе посмейтесь над получившейся смешной физиономией. Боится уколов? Приобретите набор доктора – пусть сделает прививки всем членам семьи.
Ребенок побеждает свои страхи в игре. Совместите эти игры с ежедневными ритуалами. Например, игра в прятки. Мы прячем лицо за руками или за салфеткой во время смены подгузников. Ребенок смеется и таким образом начинает понимать, что то, что спрятано, не обязательно исчезло.
Если страх у малыша уже развился, примените поэтапное его преодоление. Например, когда малыш боится купаться в ванной, начните с веселых плесканий и игр в тазу. Затем, наберите в ванну небольшое количество воды и залезьте в нее вместе с ребенком. Может, он поможет вам и помоет маме голову, как взрослый, или искупает любимого мишку. В следующий раз малыш подготовит все для купания любимой игрушки, наберет водичку, добавит пены. Договоритесь: сначала малыш помоет голову кукле, а потом мама помоет голову ему.
Комментарии