Любой разговор о принятии эмоциональной незрелости ребенка сводится к аргументу: «Позволяя ребенку истерить и скандалить, вы поощряете эмоциональную распущенность, и он так и будет всю жизнь в истериках сливать недовольство». Мне бы хотелось ответить на этот аргумент.
Как мы выражаем негативные эмоции
Когда рождается ребенок, он может контролировать только мышцы лица и шеи, чуть позже — рук, потом ног и спины. Постепенно он обретает способность что-то схватить, перевернуться, встать на четвереньки, поползти, пойти, к году осознает пространство. К двум годам научается осознанно контролировать функции выделения, к четырем научается лгать (вдруг осознает разделение реальности на вымышленную и настоящую), к 5-6 — любить, к 6-7 становится произвольным в эмоциях, и так далее (возраста для примера, может быть неточно).
Картинка: ребенку год. У одной мамы ребенок уже ходит на горшок, она активно этим занималась. А вы не занимались, «поощряли» то, что он какал в подгузник. Каков риск, что ваш ребенок вырастет распущенным человеком, какающим на каждом углу? Никакого.
КАК ВОССТАНОВИТЬ ИММУНИТЕТ У РЕБЕНКА?
Первостепенная задача родителей – забота о здоровье малыша. К сожалению, множество факторов приводят к тому, что уже с младенчества его здоровье оставляет желать лучшего. Иммунная система представляет собой сложный механизм, способный распознавать…
Картинка: ребенку 2 года. И вот у соседки девочка уже говорит предложениями, а ваш только «бу» да «га-га». И вы не занимаетесь с ним по карточкам Домана, вы поощряете его «бу» да «га-га» тем, что понимаете его с полуслова, не заставляя собраться и «сказать правильно». Каков риск, что ваш ребенок так и будет всю жизнь обходиться «бу» и «га-га» ? Никакого.
Картинка: ребенку 2,5 года. Он валится на пол, бьет ногами и кричит. Другая мама уже отшлепала своего и уволокла за шкирку, и он замолчал, а ваш орет. И вы поощряете тем, что никак его не наказываете за этакую незрелость. Так почему же в этом случае есть страх, что он непременно вырастет и будет сучить ногами в 20?
Почему те законы природы, те законы обучения, которым мы верим, зная, что мы не будем кормить его с ложки, носить на ручках и вытирать попу вечно, что рано или поздно он научится ходить, говорить, заплетать себе косички и курить в подворотне — почему эта вера отказывает здесь?
Как мы выражаем негативные эмоции
Мы из поколения, где выражение негативных эмоций неприемлемо. Этому есть масса исторических причин, и сейчас они не важны. Мы ужасно боимся, что вырастим детей, которые, когда им плохо, вдруг посмеют это показать, и сказать, и сделать это громко!
Потому что тогда случится немыслимое, все узнают, как им плохо, и тогда, и тогда…. И тогда что? Их сочтут истеричными слабаками, а нас — плохими родителями. А самое страшное, что именно это подумаем мы сами. Мы содрогнемся от резкого чувства раздражения и вины.
Поэтому когда им плохо, жить не хочется и все на нуле, они должны… А что они должны? Что делаем мы, когда изменил муж, уволили с работы, обхамили на улице, украли кошелек, кинул партнер? Ну, мы же умеем собой управлять, верно, мы не позволяем истерик. Мы напиваемся до бессознанки. Плачемся друзьям. Разбиваем об стену кулаки в кровь. Воем белугой в пустой комнате. Спим с половиной офиса. Съедаем шесть килограммов мороженого. Орем на собственных детей. Покупаем пять новых сумочек.
Мы находим выходы, верно? Мы же взрослые, сдержанные, мудрые, хорошо воспитанные люди. Мы же не можем просто повыть в руках у любящего человека, у нас нет таких, кто позволит нам выть у себя на руках, не обесценивая и не уговаривая прекратить. (У меня есть муж. Он позволяет выть, проклинать, истерить и он это просто принимает. Мне очень повезло.)
Чем истерики у детей отличаются от взрослых скандалов
Так вот, возвращаясь к усталой, истеричной, сорвавшейся 2-3-5-летке. Им-то что делать? Какие сумочки покупать, что пить, что колоть и с кем спать, когда их жизнь идет под откос, а выть нельзя, стыдно и по попе за такое. Какой вариант у детей, кроме невроза, агрессии, лжи и самовредительства?
Я знаю следующий вопрос: когда вас обхамила паспортистка — это серьезно, а вот когда у нее кошачьи ушки на костюме не той формы — это фигня собачья. Более того, она должна понимать, насколько ее темы — фигня собачья, а ваши — настоящие. И думаю, ей стоит об этом сообщить. Что с утра до вечера она занята собачьей фигней, и расстройство по этому поводу — чушь.
А потом муж придет с работы, у него там начальник придурок, и он тоже вам сообщит, что все ваши расстройства с паспортисткой — фигня собачья, а вот у него проблемы — вот это проблемы. И тогда вам станет очень обидно и одиноко, и вы пойдете в мамскую группу и напишете там, и вас поддержат и виртуально обнимут.
А 5-летке уже есть куда написать «Моя мама меня не понимает, считает мои проблемы фигней, и наорала на меня, когда я плакала, а мне так одиноко и обидно и не хочется жить, хочу на ручки»?
Почему я «разрешаю» истерику
А теперь главное: что будет, если таки запретить ребенку истерить?
Это можно, совсем не сложно, более того, можно еще много чего. Ребенок — крайне пластичное существо. Если к ребенку не подходить, он научится не плакать, честно. Ребенка всему можно научить — и работать в 2 года, и быть проституткой в 5, и быть взрослым в 4. Все зависит от среды воспитания.
В среде европейской цивилизации ребенок может позволить себе быть ребенком до 18 лет. В среде бедных африканских стран — лет до 3. Все это по большому счету дело семейных ценностей.
У меня такие ценности, что я радуюсь, что ребенок позволяет себе при мне «распад личности» в 4 года. Это значит — он мне доверяет, это значит — он знает, что я помогу, это значит — он знает, что меня не нужно стыдиться, не нужно от меня скрывать свои чувства, не нужно ничего изображать. А кому-то важно, что ребенок «высказывает уважение». Я могу это понять, но я себе лично выбрала другие ценности, только и всего.
P.S. Эту статью я писала 3 года назад. Сейчас мои дети подросли. И я могу заверить вас, что, как и ожидалось, принятие детских незрелых срывов вылилось в мудрость и эмпатию, и в способность не только управлять своими эмоциями, но и понимать эмоции других, предвосхищать, принимать, не ломаясь, и поддерживать. Иными словами, все предсказания о «пойдет в институт в подгузнике», естественно, не сбылись.
Комментарии