Почему психологическая помощь малышу, особенно раннего возраста (от 1 года до 3 лет), чаще всего сводится к психологической работе с его родителями, с его семьёй?
Часто родители маленьких детей (ранний и дошкольный возраст) сталкиваются со всем знакомыми проблемами: ребёнок не слушается; ребёнок протестует и закатывает истерики; или постоянно цепляется за родителей, чрезмерно тревожась и пугаясь, избегая общения со сверстниками; или часто болеет, не уверен в себе и безынициативен и т.д.
Почему в этих случаях помощь малышу, особенно раннего возраста (от 1 года до 3 лет), часто сводится к психологической работе с его родителями, с его семьёй?
Во-первых, родителям, особенно тем, чьи дети испытывают физические и психические ограничения, необходима помощь и обучение в том, чтобы их забота не переходила в страх за жизнь ребёнка, соответственно — в гиперконтроль, а, напротив, сосуществовала с поощрением его самостоятельности. Именно в раннем возрасте соблюдать баланс данных родительских функций особенно сложно и невероятно важно.
Малыш ещё совсем недавно был абсолютно зависимым и беззащитным существом, требовавшим максимальной близости. Теперь же он нуждается в увеличении психологической дистанции со взрослыми, он исследует свои возможности, общаясь с миром за пределами семьи, но при её поддержке! Трудности в предоставлении большей свободы ребёнку или в соблюдении оптимального баланса близость-дистанция могут быть связаны с некоторыми воспитательными установками родителей, уходить корнями в их собственное детство или же быть последствием определённой семейной ситуации (например, социально-изолированная семья, состоящая из мамы и ребёнка, и в жизни женщины это единственные близкие отношения) и др. Конечно, речь идёт о свободе, необходимой для полноценного развития ребёнка, адекватной его возрасту. О свободе, лишение которой оборачивается проблемами в детско-родительских отношениях, снижением любознательности, уходом в себя или негативистичным поведением и т.д.
Если же касаться другой крайности — родитель не руководит ребёнком, предоставляя ему «полную» свободу, боясь его травмировать, обидеть, — ребёнок также часто сообщает о неудовлетворённой потребности в опоре, в границах через истерики, повышенную тревожность или инфантильное, провокационное поведение.
Таким образом, именно в этом возрасте актуальна помощь взрослым в выстраивании указанного здорового баланса, что возможно при индивидуальной проработке конкретных психологических сложностей и барьеров на этом пути как в рамках консультирования, так и при долгосрочной терапии. В противном случае проблемная стратегия взаимодействия закрепляется, а, значит, становится привычной и роль ребёнка в отношениях. Вероятнее всего, эту роль он будет воспроизводить и далее, уже в отношениях с другими людьми.
Во-вторых, часто психологическая помощь ребёнку — это, прежде всего, помощь его родителям.
«Несчастный» человек, страдающий от неудовлетворённости жизнью, чувствующий себя заложником, жертвой обстоятельств, обладает низким уровнем психической энергии, раздражителен и склонен к депрессиям, а также к различным чувствам и эмоциям негативного спектра. Он просто не способен на конструктивный и полезный контакт с ребёнком, даже только потому, что он слишком сконцентрирован на себе и своих проблемах и переживаниях.
И в этом случае совершенно бессмысленно работать с диадой родитель-ребёнок на оптимизацию характера их отношений, информируя взрослого о потребностях малыша и обращая его внимание на неверные стратегии взаимодействия. Это может спровоцировать только усиление депрессии, самобичевание. Самый верный способ помощи здесь — это психотерапевтическая работа со взрослыми. Опыт показывает, что улучшение психологического состояния родителей, реконструкция их жизни в желанном для них направлении повышает их ресурсы и в общении с ребёнком.
И, наконец, проблемное поведение ребёнка часто является симптомом определённого функционирования семьи. Суть в том, что родители, семья, неосознанно поддерживают/используют симптомы малыша, по поводу которых сами же обращаются. Речь идёт о так называемой системной выгоде, которую необходимо прояснять в каждом конкретном случае. Так, это может быть сплочение семьи вокруг проблемы ребёнка (для этого дети часто «используют» болезнь, неуспешность, плохое поведение). Если жена боится ухода мужа, который всячески этим грозит, она неосознанно будет поддерживать «проблемность» ребёнка, который в свою очередь, заботясь о маме, продолжает демонстрировать трудности поведения, симптомы. Он жертвует своей детской жизнью, спасая семью от распада. Хотя и не решая, а скорее консервируя изначальную проблему происходящего: сложности в супружеских отношениях. И в этом случае все идут на жертву.
Таким образом, на первый взгляд схожие поведенческие трудности и психологические проблемы детей предполагают различные стратегии помощи в рамках семейной психотерапии. Это обязывает рассматривать предельно детально каждый случай для выбора верной, то есть эффективной стратегии помощи.
Комментарии