ОДНА СТРАНИЧКА – ОДИН РИСУНОК
Самая первая в жизни книжка может появиться у малыша уже в месяц. Современные исследователи считают, что месячному ребенку легче распознавать черно-белые силуэты, чем цветовые пятна, поэтому следует выбрать книжку с крупными, черно-белыми иллюстрациями. Такая книжка может быть обычной, бумажной (ведь малыш будет смотреть на книжку из маминых рук), а можно купить для малыша книжку-игрушку, предназначенную именно для этого возраста.
ПОЩУПАТЬ, ПОГРЕМЕТЬ, ПОПРОБОВАТЬ НА ВКУС
Ребенок первого года жизни активно познает мир через все органы чувств. Помимо зрения и слуха особую роль для младенца играют вкус и осязание. Именно поэтому малышу надо обязательно достать, потрогать, полизать и погрызть всё, что он видит. Для возраста с полугода очень подходят книжки-игрушки для привлечения и удержания внимания малыша; книжки-игрушки для развития мелкой моторики; книжки-игрушки для развития тактильных впечатлений. Странички таких игрушек-книжек обычно сделаны из прочных материалов: клеенки, ткани, проложены уплотнителем и способны выдержать любой натиск «юных читателей». Такие игрушки-книжки можно неоднократно чистить или даже стирать, не боясь их испортить. Здесь чаще всего нет текста, зато есть много интересных для крохи вещей. Это различные, полезные для его развития детали. Подобные игрушки-книжки обычно снабжены подвижными элементами, звучащими элементами — «шуршалками», «гремелками», элементами, различающимися на ощупь – шершавыми и гладкими, пушистыми и бархатистыми.
ИГРАЕМ, РАССМАТРИВАЕМ
После 8 месяцев малыш охотно играет с книжкой–раскладушкой, складывая и раскладывая её, так как это легче, чем переворачивать странички книг. Книжка, предназначенная малышу этого возраста, может быть выполнена из картона, так как на этом этапе ребенок уже готов больше рассматривать, чем грызть. Книжки с пальчиковыми куклами будут удерживать его внимание с помощью «ожившей» собачки, «вылезающей» из своей конуры или книжек с «дырочками», где у гусеницы вдруг начинают дрыгаться ножки (а на самом деле ваши пальцы, просунувшиеся в отверстия). Малыш будет в восторге и от разнообразных сюрпризов – это открывающиеся части странички, вставки из материалов другой фактуры, звуковые эффекты и др. Это книжки, предполагающие активность самого малыша.
КОГДА НАЧИНАТЬ ЧИТАТЬ?
Психологи рекомендуют читать детям, еще находящимся в животе у мамы. Необязательно читать какие-то тексты, но стихи, песенки, почему нет? Или, папа может читать книгу маме. Главное, чтобы мама получала от этого удовольствие. Чтение вслух – это особый тесный контакт, которого людям так не хватает, помимо удовольствия, креативного процесса и работы мозга. И очень много проблем в дальнейшем, появляющихся в более старшем возрасте, у ребенка связано с тем, что в раннем детстве ему не хватило этого контакта, оказалась не удовлетворена потребность в близости. Поэтому чтение вслух ребенку – одно из лучших профилактических средств против многих подростковых проблем.
ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ САМЫМ МАЛЕНЬКИМ
Для самых маленьких не столь важен сюжет, сколько мелодика языка, чтобы речь словно лилась. Если вам легко и приятно читать, значит и ребенку легко будет слушать. Если язык то и дело, словно упирается в буквы, спотыкается, значит, не то.
О каком-то временном лимите чтения для определенного возраста говорить не приходится. В один момент малыш строчку слушает и отвлекается, в другой – целую сказку. А начинать чтение самым маленьким (легче всего малыш сначала воспримет стишки) можно во время игры, например. Полугодовалого заставлять сидеть и слушать книжку, разумеется, бессмысленно. Маленькому ребенку сложно быть неподвижным даже некоторое время, поэтому пусть двигается, делает что-то, а вы читайте. Кстати, рассматривать вместе картинки в книжке в полгода уже вполне можно.
Комментарии