НАУЧИТЬСЯ С РАННЕГО ДЕТСТВА ПИТАТЬСЯ ПРАВИЛЬНО И С УДОВОЛЬСТВИЕМ ГОРАЗДО ПРОЩЕ, ЧЕМ ИСПРАВЛЯТЬ СВОИ ПИЩЕВЫЕ ПРИСТРАСТИЯ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ. МОЖНО ЛИ УБЕДИТЬ СОВРЕМЕННОГО РЕБЕНКА, ЧТО ВКУСНАЯ ЕДА – ЭТО НЕ ТОЛЬКО КАРТОШКА ФРИ И ШОКОЛАДКИ?
Анна ПОЛЯНСКАЯ , детский психолог, диетолог.
«Можно!» – уверены наши эксперты. Но только если мы готовы потратить время и усилия, чтобы не только поскорее хоть чем-то накормить непоседливое чадо, но и привить ему культуру еды.
Для того чтобы малыш не перехватывал между делом любимые печеньки, а съел теплый суп или котлету с овощами, мы порой готовы идти на любые уловки. «К четырем годам я уже отлично ориентировалась в мифах Древней Греции, – вспоминает Ольга. – Я очень плохо ела, но обожала слушать легенды о Персее и Геракле и только ради них соглашалась на нелюбимые овощи. С тех пор для меня и во взрослом возрасте «просто обед» – потеря времени. Всю юность я за тарелкой читала или звонила подруге».
Отвлечь ребенка от еды и накормить его хитростью – распространенная родительская ошибка. Отвлекая ребенка пусть даже важными и полезными для его развития историями, мы подсознательно превращаем для него еду в скучнейшую рутину, которой надо всеми силами избежать. Ребенок вырастает с ощущением, что есть вещи гораздо занимательнее, чем то, что ему предлагают на тарелке.
«Маму с древнегреческими мифами я поняла, когда у меня родился Никита и тоже наотрез отказывался есть все полезное, – продолжает Ольга. – Но тут на глаза попалась английская книжка о том, как стимулировать интерес к овощам и фруктам. Мы стали вырезать кружочки из огурца, перца, моркови и составлять из них светофор и другие фигуры. И у сына проснулся интерес попробовать новое».
«Очень важно за столом общаться с малышом именно на тему еды, – считает детский психолог и диетолог Анна Полянская. – Некогда популярная теория «когда я ем, я глух и нем» для маленького непоседливого ребенка абсурдна. Его интерес к познанию важно направить на все, что ему предстоит попробовать: как и где растут корнеплоды, фрукты и овощи. Расскажите ему историю блюда: «Этот пирог я испекла по рецепту бабушки. Раньше мы пекли его только осенью, когда на даче созревали яблоки. А теперь его можно печь круглый год – яблоки привозят из теплых стран, например из Испании, где ты был прошлым летом». Обращайте внимание ребенка на разные вкусы и текстуры: картофельное пюре мягкое и воздушное, а капуста хрустящая; один продукт был сварен, а другой он пробует жареным, и поэтому они отличаются по вкусу. Можно на доступном ему уровне объяснять разницу ингредиентов, из которых приготовлено блюдо. В его любимые макаронные рожки вы добавили измельченные помидоры. Помидоры – сочные, и поэтому дают такую подливку».
Не стоит прибегать к еще к одной распространенной хитрости – покупке тарелок с рисунками на дне. И призывать его доесть, чтобы найти картинку. Это воспитывает отношение к еде как к скучной обязанности, за выполнение которой положен приз.
ЕСТЬ ВЫБОР
Cпросим себя честно: готовы ли мы постоянно довольствоваться пусть даже вкусным и суперполезным меню, но составленным для нас помимо нашей воли? Наши дети точно так же имеют право на свои пристрастия. И важно интересоваться, что именно они хотят есть. Правда, никто не застрахован от того, что, попросив одно блюдо, маленький строптивец вдруг изменит свои желания. И это в очередной раз окажется тренировкой родительского терпения.
«Чувства мамы можно понять. Она специально ездила на рынок, покупала парную телятину, делала фарш и готовила фрикадельки, которые ребенок сам попросил, а потом наотрез от них отказался, – говорит детский психолог и диетолог Анна Полянская. – Но еда – это не тот случай, чтобы решительно настаивать на своем. Отказ от обеда – это не повод для ссоры с ребенком. Предложите замену (что-то несложное). Не настаивайте на фрикадельках во все следующие приемы пищи, не оставляя выбора, – это прямой путь, чтобы сформировать отношение к еде как к наказанию. И подсознание ребенка домашнюю, «правильную» еду помечает негативным маркером. Повзрослев, ему придется приложить немало усилий, чтобы разрушить эту ассоциацию».
Если ребенок отказывается есть, можно попросить его продегустировать «буквально пару ложечек, чтобы мама знала: надо ли посолить и вкусно ли у нее получилось, понравится ли это вечером папе?» Детям приятно, что им ничего не навязывают, с их мнением считаются, они готовы попробовать, а аппетит может прийти во время еды. Если же ребенок решительно настаивает на том, что есть не будет, – не стоит обострять ситуацию. Можно мягко сказать: «Значит, сейчас ты не голоден. Тогда сам реши, когда ты захочешь есть» – и к следующему приему пищи снова предложите ему на выбор пару блюд. Нельзя соглашаться на альтернативу в виде конфет и печенья, но важно, чтобы у ребенка возникло ощущение: его желания и вкусовые пристрастия уважаются.
ОБЩИЙ СТОЛ
Чувство единения близких людей за общим столом ребенок впитывает с детства. Если нам удается создать атмосферу покоя и близости, ребенок ее с удовольствием разделяет, пусть даже у него не хватит терпения на продолжительное застолье. Но когда во время еды мы испытываем раздражение или тревогу, то и малыш чутко считывает эти состояния и сам настороженно относится к тому, что он ест. Стоит придавать значение и сервировке стола, ведь чувство того, что еда может быть особенно аппетитна, если ее красиво и с любовью подать, воспитывается с раннего детства. Детям приятно ощущать себя на равных со взрослыми, и уже трехлеткам важно видеть, что у них, как и у остальных членов семьи, не практичная детская мисочка, а такая же красивая тарелка.
ЭТО ЭКСПЕРИМЕНТ
Воспитание вкуса происходит постепенно, и то, что маленькие дети в еде поначалу большие консерваторы, совершенно нормально. Следуя зову природы, они нуждаются лишь в самых необходимых, базовых продуктах. Интерес к новым блюдам у ребенка будет пробуждаться не оттого, что ему, как взрослому, хочется насладиться необычной гастрономической комбинацией, а через новую увлекательную игру. Выделите время, когда ребенок сможет помогать вам на кухне и вы вместе что-то приготовите или испечете. Слепите вместе булочки разнообразных форм, выбирая разные начинки. Обращайте его внимание на детали – например, он сам смазал поверхность сырого теста кисточкой, смоченной в яйце, и поэтому булочки стали такие румяные.
Развивать вкус можно, играя с одним конкретным продуктом, но пробуя его в разных сочетаниях. Это может быть игра в повара, когда ребенку необходимо выбрать самые вкусные блюда, например, из яблок и картошки. Для этого вы можете, как в настоящем ресторане, приготовить разные дегустационные сеты. Например, из части картофеля сделать несколько видов пюре и в каждую порцию добавить зеленый горошек, шпинат, свекольный сок и немного неострой горчицы. Разложите эти четыре разные порции в маленькие тарелочки и попробуйте по очереди. А ребенок при этом решит, что для него вкуснее и веселее смотрится на тарелке. Яблочные ломтики можно припустить на сковороде с кисловатой сливой или, наоборот, усилить сладость фрукта, добавив абрикос или персик. И попробовать оба варианта, обязательно поинтересовавшись: «Какие яблоки кажутся тебе вкуснее – более сладкие или покислее? Хочешь, мы добавим в сладкие сок лимона и попробуем новый вкус?»
Малыша можно знакомить с неострыми травами: базиликом, укропом, мятой. Их также важно для ребенка называть, пусть даже он, скорее всего, не сразу будет запоминать названия. Для ребенка это настоящее приключение, он чувствует себя вовлеченным и принимает конечное решение – что получилось самым вкусным. Выбранное блюдо вы можете приготовить к приходу бабушки или папы – малыш будет горд тем, что ему поручили настоящее взрослое дело. Ведь обычно решение о том, что мы будем готовить и есть, – это прерогатива родителей.
НИКОГДА НЕ ГОВОРИ «НИКОГДА»
Как правило, родителям с опытом приходится признать: наше желание кормить ребенка исключительно правильной и здоровой едой и полностью уберечь от пищевых вредностей, оказывается нереалистичным. А если мы следуем лишь путем строгого запрещения «этих ужасных химических чипсов и газировки» – вожделенных лакомств детей всего мира, рано или поздно ребенок настойчиво потребует всего, что ему нельзя попробовать даже иногда.
«Фастфуд мы с Олегом обходили стороной, пока сына не отвела туда моя племянница, – рассказывает Галина. – Ему все очень понравилось, он стал узнавать эти рестораны и просить снова его туда отвести. Сначала я даже слышать об этом не хотела, но потом поняла, что не смогу «держать оборону» бесконечно. Сын пойдет в школу, там появится масса новых искушений. И пересмотрела свою позицию: теперь мы заходим иногда в фастфудовские рестораны после обеда и берем десерт. А гамбургеры я предложила попробовать самим приготовить дома – из свежей булочки, котлет и овощей. Ведь ему не столько хочется этой еды (ему нравится то, что он ел с детства), сколько интересно попробовать то же, что позволено его друзьям».
Ирина, мама пятилетней Ани, говорит, что никогда не давала дочке готовых конфет, но при этом и не запрещала сладости: «Я делала полезные десерты из сухофруктов, готовила пастилу, пекла пирожки с фруктово-ягодными начинками. Но когда у Ани началась своя социальная жизнь, с детским садом и походами на дни рождения, ее неизбежно начали угощать промышленными сладостями. Мы договорились, что если угощение ей очень понравилось, она может попробовать что-то одно. А остальное принести домой, и мы обменяем это на домашние вкусности. И так как моя выпечка и домашние конфеты ей нравятся, этот договор у нас пока работает».
Порой тяга ребенка к шоколадкам и чипсам свидетельствует не о капризах, а о недостатке… внимания и тепла со стороны самых близких. Ведь, согласитесь, и у нас непреодолимое желание полакомиться тортиком или бутербродами с копченостями часто возникает в моменты уныния и подавленности. Если вы замечаете, что потребность в сладких, углеводных или жирных продуктах становится особенно настойчивой, постарайтесь не ограничивать ребенка, а найти время поговорить по душам. Разрешите ему желаемое лакомство, а потом обнимите: «Давай посидим вместе, и ты расскажешь, что у тебя хорошего, а что не очень».
Комментарии