Вся жизнь человека обусловлено ритмами. Первые семь лет ребенок растет, поэтому задача взрослых — создать условия для его гармоничного и здорового развития. Помочь расти не только физически, но и морально могут сказки. Они помогают понять разницу между добром и злом, учат красоте добрым поступкам.
Сказки о животных
Сказки о животных (басни) являются едва ли не древнейшей формой сказок. Значительная часть сюжетов происходит еще с первобытных времен, от тотемических мифов, которые связывали происхождение того или иного человеческого сообщества до животного-тотема, который был покровителем рода и воплощал душу умершего предка.
Не вызывала сомнения и возможность реинкарнации — перевоплощения из человеческого облика в животную, что происходило после смерти человека.
Характерной чертой таких сюжетов является хитрость и выходка, непосредственно связанные с трикстерским началом (трикстер — смеховой двойник культурного героя) в мифологии. Вместе преимущество непременно предоставляется невзрачном, часто слабому (однако сообразительному) персонажу, который побеждает благодаря своему уму.
И если на начальных стадиях развития животного эпоса его произведения могли выполнять магическую функцию, то впоследствии на первый план все заметнее выходит дидактическая и эстетическая функции.
Сказка все чаще стала исполнять роль социальной сатиры, учила различать добро и зло. Это происходило одновременно с изменениями в характере бытования сказки и в кругу ее носителей — из взрослой аудитории сказка почти полностью перешла в детскую.
Традиционные герои сказок о животных — лис, волк, медведь, заяц, собака, кот, петух — являются выразителями определенного социально-психологического типа. Так, лис — это аллегорическое воплощение хитрости, коварства, волк — ограниченности, безалаберности, медведь — вайлуватости и слабоумия, а заяц — трусости.
Однако распределение это условно, может отвечать реальным чертам животных или же противоречить правде. Поэтому при восприятии или изучении сказки важно учитывать, к эпосу какого народа она принадлежит. Ведь известно, что в сказках других народов, например, животными-символами хитрости является крыса, койот, кролик и т.д..
Лиса и журавльПоэтика сказок о животных имеет ряд определяющих черт. У них, скажем, широко используется кумулятивный принцип композиции, как, в частности, в известной сказке о курочке-Рябе.
Полесская традиция сохранила и поныне эту сказку в ее развесистой, почти забытой всеми форме, где эпизод с разбитым яйцом неоднократно перерассказан одним персонажем другому, каждый раз подчеркивая и подчеркивая трагизм изображаемой ситуации.
Таким образом, известная всем коротенькая сказочка бытует в виде сказа, события которой захватывают все больше и больше круг персонажей.
Значительная часть сказок о животных имеет диалогическое строение. Это дает рассказчикам возможность драматизировать повествование. Мастерские исполнители жестикулируют, изменяют интонацию и тембр, имитируя голоса разных животных, а иногда и поют.
Именно такой вариант сказки о котика и петушка с песенной вставкой удалось зафиксировать Леси Украинки. Наличие песенных вставок в сказках заслуживает особого внимания, поскольку является чертой архаичной поэтики, а следовательно свидетельствует об их древнем происхождении. Потеряв мифологическое и магическое значение песни приобрели эстетической функции, превратились в изысканное украшение сказок.
Особенности художественного мира фантастических сказок также в значительной степени обязаны чертам мифологического мышления. Их герои — обычные или наделенные неестественной силой люди, которым противостоят Баба Яга, Змей и другие мнимые персонажи, является персонифицированным злом.
Победа добра над этим злом является эстетичным законом сказки. Она достигается не только усилиями героя, но и благодаря чудесной помощи извне — благодарные животные-помощники выполняют за героя непосильные для человека задания, приходят ему на помощь в трудный час.
Персонажи сказки часто пользуются волшебными предметами и средствами: бросают позади гребень или щетку, чтобы создать препятствие и убежать от преследователя; с помощью чудесного полотенца строят мост через море подобное.
Сказка про феюПоложительным героем сказки основном оказывается третий сын, который сначала изображается как дурачок, не достоин доброго слова. Такой выбор не случаен — он обусловлен симпатией народа к униженного и оскорбленного, чья победа в сказке всегда связана с победой добра над злом.
Мифологические представления, анимистические и тотемические верования, культ умерших и другие черты первобытного мировоззрения, которые с течением времени теряли свою актуальность, постепенно становились источником сказочной фантастики.
Волшебные сказки
Волшебные сказки имеют особую стилистическую форму, что отличает их от сказок о животных и бытовых. Им свойственны вступительные, заключительные и срединные формулы, типичные выражения сказочника или героев, а также многочисленные повторы, которые являются характерной чертой фольклорного стиля.
Они подчеркивают художественно-эстетическое содержание сказки (например, подчеркивают богатырскую силу героя, его выносливость) или же замедляют действие или предоставляют ей максимального напряжения. Время и пространство фантастической сказки также особые. Нередко это сказывается уже во вступительной формуле, которая переносит нас в сказочный мир.
Среди немногочисленных записей фантастических сказок Полесья, в отличие от других регионов Украины, редко случаются произведения с пространным вступлением, что настраивает слушателя на восприятие сказочных событий, как то: «Было это в семьдесят седьмым государством, за стеклянными горами, за молочными реками».
В основном такая вступительная формула упрощается: «В некотором царстве, в некотором государства…». Финальные же формулы сказки (часто они имеют отчетливую ироническую окраску) будто возвращают слушателя к реальному миру, является своеобразным сигналом, отмечает конец сказа с ее необычными событиями: «И я там был, мед-пиво пил; по бороде текло, а на душе не было. И там весьма большие люди: а я влез в дом, а они меня не видят. Стали они заметать дом, и меня замели, и вбросили в мусор, и напихали тем мусором пушку, и меня впихнули туда, и как стрельнули, дак я аж сюда залетел».
Советы родителям
Белоснежка и семь гномовДети до пяти лет обычно лучше воспринимают сказки о животных и о взаимоотношениях людей и животных. Они лучше всего передают малышам жизненный опыт («Лиса и журавль», «Теремок», «Коза-Дереза»).
Чем младше ребенок, тем проще и короче должна быть сказка, тем больше должно быть повторений («катится, катится колобок», «тянут — потянут — вытянуть не могут»).
Сказки для детей после 6-7 лет лучше подбирать про волшебство, они их просто обожают. Такие сказки дают ребенку информацию о духовном развитии человека, мудрости жизни.
В возрасте 6-12 лет многие дети любят сказки-страшилки.
Слушая, пересказывая, сочиняя их, ребенок освобождается от состояния тревожности и реальных детских страхов. В этом случае, с психологической точки зрения, происходит самотерапия, сублимация.
Сказка — удивительное явление в человеческой жизни. И крайне необходимо. Иначе она не выжила бы в течение сотен и сотен веков — ведь природа достаточно быстро убирает все лишнее — то, что мешает развитию всего человечества в целом.
А сказка, которая зародилась тогда, когда род человеческий только осознал себя и научился говорить, жива и поныне! Не так важно — расскажете вы маленькую сказочку на ночь, или часть большой.
Для ребенка ценный тот факт, что сказка «происходит». И заканчивайте волшебную историю на «самом интересном». Сказки можно читать. Сказки можно рассказывать. В любом случае — ребенок будет сосредоточен на сказке и на своем чувстве защищенности с вашей стороны. Скоро ваш ребенок вырастет и, конечно, перестанет просить рассказать ему сказку — всему свое время.
Но если эти годы вы были внимательны к его просьбам, если книга, а также фантазия были вашими лучшими друзьями, то в его памяти вы навсегда останетесь мамой, которая когда-то читала ему сказки. Мамой-волшебницей…
Комментарии