«Мой ребенок не хочет учиться в школе, ленится, на него не действуют ни уговоры, ни угрозы. В дневнике замечание от учителя, ребенок буквы знает, но не хочет читать»
«Моего сына-первоклассника нельзя посадить готовить уроки. В классе он не успевает за другими учениками. Обучение проводим принудительно, часто «сквозь слезы»
Вам знакомы такие жалобы? А может, они касаются как раз Ваших детей? Неужели вашим ребятишкам так не по душе обучение в школе?
Слезы и нежелание ребенка учиться могут стать поводом для обращения за помощью к специалисту, в первую очередь к логопеду и обратить внимание на подход учителя к ребенку.
Родители часто не понимают, что ребенок не хочет учиться не через непослушание или лень, а тогда, когда выполнение определенных требований и задач вызывает у него трудности. Как правило, ребенок не «не хочет», а «не может». Родителям нужно только найти причину — и дальше ребенок с радостью и интересом продолжит обучение. Среди учащихся младших классов есть дети, которые с большим трудом овладевают грамотой.
Процесс обучения чтению и письму является для них непосильным трудом. Таким детям трудно устанавливать связь между звуками и соответствующими буквами, что затрудняет процесс овладения чтением и письмом, а также свидетельствует о наличии специфических расстройств чтения (дислексии) и письма (дисграфии), обусловленных неумением выделять отдельные звуки в потоке речи, то есть осуществлять звуковой анализ. Такие нарушения у детей встречаются довольно часто, а количество детей с проблемами растет из года в год.
Поскольку процессы чтения и письма тесно взаимосвязаны, то работа над преодолением их недостатков должен проводиться одновременно. Кроме того, невозможность или трудности во время овладения чтением уже свидетельствуют о возможности возникновения недостатков письма в будущем. Требования вроде: «Читай больше, давай еще почитаем,» — только отталкивать ребенка от чтения. Такому ребенку необходимо обучение по специальным методикам с использованием всех органов чувств, сочетая зрительные, слуховые и осязательные ощущения ребенка.
Если ребёнок не хочет читатьПоэтому ежегодно учителя-логопеды проводят обследование речи (устной и письменной) учащихся начальных классов общеобразовательных школ. Диагностировать учащихся с такими проблемами в 1-ом классе сразу трудно, ведь в устной речи они произносят звуки правильно. При обследовании такие дети не сразу попадают в поле зрения учителей-логопедов. Специфические ошибки проявляются в них только через некоторое время, в лучшем случае — через две первые четверти обучения, при первых попытках написания слов и предложений под диктовку.
«Секрет» кубиков. Итак, если Вы дочитали статью до этого места, значит Вы принадлежите к числу родителей, обеспокоенных отсутствием успехов в учебе своих чад. Как определить, имеет ли место нарушение у ребенка фонетического восприятия? Логопеды советуют проверить это с помощью решения простых упражнений. Мы все знакомы с «азбукой в кубиках». На таких кубиках изображены рисунки, название которых начинается определенной буквой. Вы называете фотография, показывая букву.
Через некоторое время складывается впечатление, что ребенок знает все буквы. Попробуйте закрыть рисунок. Будет ли Ваш ребенок называть буквы и дальше? Быстрое обучение по кубикам может свидетельствовать о том, что ребенок разгадал «секрет кубиков» и легко выделяет начальный звук в слове, а без опоры на картинки, название значка (буквы) не запомнил.
Обратите внимание! Ребенок с нарушениями речи: 1) не использует подсказку, 2) не сможет выделить звук на фоне слова, 3) долго запоминать образы букв, 4) образовывать составы, допуская характерные ошибки. Зачастую школьник сначала называет отдельные буквы, добавляя при этом призвук [и] к согласной, 5) и только после этого назовет полностью прочитанное слово при условии, что ребенок синтезирует отдельные звуки в слова.
Заглянуть в гости к логопеду необходимо тем ребятишкам, родители которых выразили жалобы на трудности ребенка в овладении навыками чтения. Если вы заметили, что малыш не умеет выделять гласный звук на фоне слова распространенным недостатком является неумение выделять гласный звук на фоне слова. Это объясняется тем, что согласные звуки являются более кинетически выразительными (ребенок может почувствовать движения губ, языка, образования щелей и смычек между органами артикуляционного аппарата), а гласные звуки воспринимаются как продолжение согласных. Это затрудняет возможность чтения по слогам, теряется состовляющая роль гласных.
Родителям следует знать, что в норме учителя-логопеды «не учат детей читать», процесс сводится к знакомству с буквами (значками) — обозначениями тех звуков, которые воспринимает (слышит) ребенок. Слезы и нежелание ребенка учиться должны стать поводом для обращения за помощью к специалисту, в первую очередь к логопеду. Чтобы «первоклассник» полюбил грамоту При обучении детей грамоте в первом классе нужно опираться на фонетический принцип в сопоставлении звука и буквы (1:1). Следует воспользоваться тем, что дети, как правило, на момент зачисления в школу знают буквы. При этом необходимо, чтобы буква называлась соответствующим звучания звуком.
На первых этапах работы с детьми нецелесообразно давать такие тяжелые для них схемы звуко-буквенного анализа вроде: лед [льод]. По этой методике написания букв «я», «ю», «е», «й» подаются по схеме сочетания мягкого согласного и гласного звуков (люк = льук), (яблоко = йаблоко). Как следствие, ребенок начинает писать за «искаженным» фонетическим типом. Малыша нетрудно понять: он пишет так, как его научили слышать («льук» вместо «люк», «йаблоко» вместо «яблоко»). В словах «люк» и «луг» ребенок выделяет твердую и мягкую согласную и гласную «у», что отражается на письме.
Ребенок делает ошибки, которые в действительности нельзя считать так написанное является по сути транскрипцией услышанного слова. Как исправить ошибки? Для преодоления этих ошибок логопеды предлагают ученикам писать слова, называя буквы, а не воспроизводя услышанные звуки. Сначала в воображении, а потом на бумаге. Происходит первичное переноса услышанного звука в мысленный образ, буквы не пишутся, а называются. Письмо без тетради и ручки Для первоклассников предлагают задания подписать рисунки, а учащимся 2-4-х классов — задачи на воспроизведение буквенного состава слов на слух.
Первоклассникам раздаются фишки или счетные палочки, которыми обозначается количество и порядок букв в слове. Нельзя останавливаться на каждой фишке, связывая ее со звуком, который ребенок слышит в данный момент. Использование счетных палочек способствует формированию зрительно-двигательной и слухо-артикуляционной координации, слаженности работы всех анализаторов, обеспечивающих процесс письма, в том числе последовательное движение руки и глаз слева направо с последовательным восприятием, проговариванием и «рисунком» слова, что должно быть написано.
Разноцветные палочки и фишки дают возможность работать над конкретным звуком, дифференциацией смешиваемых в произношении и на письме звуков. При такой работе обеспечивается возможность многократного уточнения количества и последовательности изложенных палочек, заменяющие буквы. Такое «письмо без тетради и ручки» научит Вашего малыша не ошибаться при обычном письме. В школе при проверке письменных работ учитель, исправляя допущенные ошибки, не анализирует их вместе с детьми сразу, а потому не может повлиять на ребенка сразу, а у учеников вырабатывается неправильный навык.
Называем все буквы своими именами Во время выполнения заданий учитель-логопед постоянно подчеркивает, что ученик «пишет» слово, а не называет звуки, которые он слышит. Это позволяет избежать таких ошибок, как писания сообщений «Ьа», «Ьу», «ы», «ье» вместо букв «я», «ю», «е», «й» в позиции после согласных, а также сообщений «йа», «йу», «йи», «йе» вместо тех же букв в случаях передачи ими двух звуков. Поможет тем детям, которые на письме вместо «ь» пишут «и». Такие задачи для ребенка менее сложные, чем запись самого слова.
У ребенка не формируется двигательный стереотип неправильного письма, а неверно написанное слово не «фотографируется» зрительным анализатором. К письму переходим только тогда, когда ребенок не допускает никаких ошибок «при письме в воображении». Необходимо добиваться, чтобы любое слово ребенок мог воспроизвести путем называния последовательности букв, которые затем она начнет писать.
Примером такого письма в воображении есть: мак — [м], [а], [к] пень — [п], [е], [н], [ь] мяч — [м], [ я], [ч] ветви — [в], [е], [т], [в], [и] Необходимо, чтобы буквы назывались соответствующими звуками бы — [б], не допуская призвуков [бе], [б] ; м — [м], а не [ем], [мы]. В случаях написание слов с чередованием гласными после согласных не допускается называние слова по транскрипции [льалька], а проговариваются [л], [я], [л], [ь], [к], [а]. Одновременно проводится работа над составлением (записью) слов по названным буквами. Кроме того, ребенок должен удержать в оперативной памяти без опоры на буквы все слова, что должен «записать».
Упражнения, проводимые учителем-логопедом расширяют объем оперативной памяти каждого ребенка. Работа с использованием приемов мысленного письма дает положительные результаты, как у первоклассников, так и у учеников-дисграфиков 2-го — 4-го класса. Эффективны такие приемы в работе с дошкольниками при подготовке их к обучению грамоте. Основной целью логопеда должна быть уверенность, что ребенок правильно воспринимает звуковую информацию и переходит от фонетического анализа слов в их написании на нормальной, а не искаженной основе. Статью подготовили: Глушенко Е.В., учитель-логопед, Тенцер Л.В., учитель-логопед.
Комментарии