Важное место в памятниках народной педагогики большинства народов мира занимают сказки. По своим жанровым особенностям они, по сути, выступают на первый план учителя жизни в семье.
Известно, что К.Д. Ушинский видел в народных сказках первую попытку создания народной педагогики. В предисловии к своему учебнику «Родное слово» педагог писал: «Многие русские сказки (украинские тоже. — Авт.) Идут, конечно, с глубокой языческой древности, когда они совсем не были сказками, а истинными верованиями народа.
Но, многие из них, очевидно, народ переделал или заново составил специально сказки для детей. Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был способен соперничать в этом случае с педагогическим гением народа.
Я решительно ставлю народную сказку недостижимо выше всех рассказов, написанных специально для детей образовательной литературой. В народной сказке больше поэзии для ребенка, — народ рассказывает детям свои детские мечты и по крайней мере наполовину верит сам в эти мечты».
В народных сказках К.Д. Ушинский видел большую значимость как в дидактическом, так и чисто воспитательном плане. Поэтому в учебную книгу он включил так много сказок и народных рассказов.
Когда идет речь о национальном воспитании ребенка как гражданина своей страны, уместно читать сказки прежде всего своего народа. Ведь в них отражен национальный дух этноса, быт, обычаи, особенности культуры, взаимоотношений людей, составляющих основу формирования национального менталитета. Одновременно ребенка нужно постепенно вводить в мир сказок других народов.
Большое значение устному народному творчеству, в частности народным сказкам, предоставлял Л.М. Толстой. В его книге «Азбука», которая была своеобразным букварем для детей начальной школы, кроме пословиц, загадок, подано много народных сказок и рассказов. Кстати, над этой книгой писатель работал более 17 лет. Одновременно с обучением грамоте, слушая или читая сказки, рассказы, дети проходят большую школу социального становления.
Талантливые педагоги всех народов широко используют народные сказки как эффективные средства воздействия на детей. Нередко они и сами пишут сказки, небольшие рассказы с учетом возраста детей. Так поступали К.Д. Ушинский, Л.М. Толстой, В.О. Сухомлинский и др..
В.О. Сухомлинский всю свою жизнь посвятил воспитанию детей. Занимаясь непосредственно обучением школьников, Василий Александрович оставил в наследство сотни научных произведений. Среди них сказки и рассказы для детей, в которых собрана народная мудрость о социальном становлении личности. Уже после смерти вышла в свет его книга «Хрестоматия по этике». Это своеобразная энциклопедия народной педагогики. Представленные в ней рассказы, сказки, былины наполнены духом народной мудрости. Все они систематизированы по тематике содержания этики: «Красота — радость жизни», «Человек — это сила духа»; «Человек — Высшая ценность», «Уважение и почитание старших»,»Путешествие к истокам мысли»,»Человек оставляет себя в человеке»; » Гармония труда, счастья и долга»; » Развивай в себе чуткость».
Для примера остановимся на одной сказке В.А. Сухомлинского из рубрики «Уважение и почитание старших».
Сказка: Седьмая дочь
Было у матери семь дочерей. Однажды поехала мать в гости к сыну, а сын жил далеко-далеко. Вернулась мать домой через месяц. Когда она вошла 8 хату, дочки одна за другой начали говорит, как они соскучились по Матерью.
— Я соскучилась по тебе, как маковая цветочек за солнечным лучом,
— Сказала первая дочь.
— Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, — сказала вторая дочь.
— Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет за птичкой, — ворковала третья дочь.
— Мне тяжело было без тебя, как Пчелке без цветка, — сказала четвертая дочь, лащась к матери и заглядывая ей в глаза.
— Ты снилась мне, как розе снится капля росы, — щебетала пятая дочь.
— Я выглядывала тебя, как вишневый сад выглядывает соловья, — прошептала шестая дочь.
А седьмая дочка ничего не сказала, хотя сказать ей нужно было очень много. Она сняла с ног Мамочки обувь и принесла ей воды в большой миске — помыть ноги».
Такие сказки, как и народные, содержат огромный потенциал формирования нравственных ценностей у детей.
Комментарии