Решающим фактором развития младенца является мир материальной и духовной культуры. В самом деле, всё, что окружает ребёнка сразу после рождения относится к человеческой культуре, будь то обстановка жилища, предметы ухода за малышом, способы приготовления пищи, традиции содержания ребёнка туго запеленутым или предоставление ему свободы движений, мамины колыбельные песни, особенности разговора взрослого-с младенцем и многое другое.
Ребёнок буквально погружается в мир культуры, и это погружение начинается задолго до его рождения. Ещё в период до рождения все органы чувств плода тренируются, настраиваются на встречу с реальной действительностью, а органы речи, в частности мышцы голосового аппарата, способны беззвучно воспроизводить речь взрослого с первых дней жизни. Это означает, что новорождённый высоко чувствителен к самым разным воздействиям внешнего мира, готов к освоению человеческой культуры. С первых минут жизни он начинает строить модели внешних впечатлений, событий, накапливать жизненный опыт. Поэтому очень важно, какие образцы и эталоны предоставляет ему культурная среда.
Безусловно, у каждого есть более или менее отчётливые представления о том, что должно окружать ребёнка, что полезно для его развития, что доступно его пониманию. Обычно эти знания относятся к сфере житейских понятий и передаются из поколения в поколение, составляя культурно транслируемые эталоны родительского поведения. Однако время от времени такие, на полусознательном уровне передаваемые от старшего поколения к младшему, формы и способы отношения к младенцу становятся проблемными и подвергаются интенсивному обсуждению педиатрами, педагогами, психологами. Так было с системой воспитания, предложенной в ранних работах Б.Спока, когда традиционные эталоны ухода за младенцем, ориентированные на высокую чувствительность и отзывчивость к его нуждам, столкнулись с установками на большую сдержанность родительских чувств, особенно в отношении отрицательных эмоций младенца (из-за боязни избаловать ребёнка), и с требованиями больше предоставлять его самому себе.
Похоже, в настоящее время общественная мысль пересматривает представления о значении раннего опыта в воспитании, о возможностях раннего обучения и о роли ранних влияний в развитии творческого потенциала личности.
В нашей стране хорошо известен опыт обучения детей плаванию с первых месяцев жизни. Многие родители знакомы с опытом раннего двигательного развития младенцев по системе, разработанной в семье Никитиных. Интересным и перспективным является и раннее эстетическое развитие детей.
В каком возрасте ребёнку можно давать слушать серьёзную, классическую музыку? Когда он способен воспринимать живопись? Как знакомить его с художественной литературой? Наконец, как приобщить его к духовной культуре? Большинство родителей не думают об этом в первые годы жизни своего малыша. Обычно считается, что ребенок ещё мал и просто ничего не поймёт. Таким образом, сами родители, не отдавая себе в этом отчёта, формируют культурную среду ребёнка, решая за него, что для него хорошо, что понятно и полезно.
При таком подходе легко оказаться в плену предубеждений о минимальности способностей и потребностей младенца, и тогда ребёнок попадет в условия обедненной окружающей среды, не содержащей необходимой для развития органов чувств и мозга информации, а в итоге пострадает психическое развитие. С другой стороны, если в окружающей действительности содержатся условия для раннего и разнообразного развития, взрослые с удивлением обнаружат, как много ребёнок может освоить. В частности, подробный анализ жизни ранних лет выдающихся людей, таких, например, как Моцарт, свидетельствует о том, что их гениальность объясняется не только наследственностью, но и очень богатой по содержанию культурной средой развития и ранним обучением. По-видимому, мы все ещё не осознаём, насколько потенциальные возможности маленького ребёнка больше, чем нам представляется, ведь малыш способен играючи усвоить то, на что у взрослого уходит куда больше времени.
В педагогике и психологии раннего детства накоплено множество примеров, показывающих, как влияет ранний опыт на дальнейшее развитие ребёнка. Мы уже говорили о важности взаимоотношений с матерью и раннего опыта общения для развития интеллекта и личности ребёнка. Способность к обобщению впечатлений, построение моделей, позволяющих ребёнку ориентироваться в окружающем мире, делает значимым ранний опыт познания. Именно поэтому важно предоставить ребёнку возможность познакомиться с образцами духовной культуры уже в первые годы жизни.
В большинстве своём взрослые не помнят ничего о поре младенчества, о раннем опыте, первых впечатлениях. Однако воспоминания, относящиеся к раннему детству, могут с отчётливостью всплывать в особых, экстремальных жизненных ситуациях, и тогда оказывается, что эти впечатления ярки, полноценны, эмоционально окрашены. Следует иметь в виду, что каждая последующая ступень развития строится с опорой на прежний, уже запечатленный опыт, который во многом определяет избирательность к последующим влияниям, ранний опыт лежит в основании, является фундаментом развития на протяжении всей жизни человека — в этом состоит его особое значение.
Серьёзное внимание раннему обучению уделяется в Японии. Один из создателей всемирно известной фирмы «Сони» Масару Ибука основал Ассоциацию раннего развития и школу «Обучение талантов», где детям первых трёх лет жизни предоставляется возможность обучаться музыке, живописи, иностранным языкам. В основу обучения музыке положен метод доктора Сузуки «воспитание таланта» — метод обучения игре на скрипке в сочетании с прослушиванием хорошей классической музыки. Один из экспериментов, проведённых в детском саду фирмы «Сони», показал, что самой захватывающей для малышей оказалась 5-я симфония Бетховена. Популярные песни, которые передаются по телевизору, заняли 2-е место, а на самое последнее место отодвинулись детские песенки. По наблюдениям доктора Шиначи Сузуки, уже 5-месячным младенцам нравится скрипичный концерт А.Вивальди. Часты случаи, когда молодые родители, любители классической музыки, говорят, что их ребёнку такая музыка очень нравится и его легко успокоить, включив ему знакомые произведения.
В своей книге «После трёх уже поздно» Масару Ибука сообщает об одном удивительном примере раннего обучения сразу нескольким иностранным языкам. Мастер Масао Нагата оставил карьеру учителя и решил целиком посвятить жизнь воспитанию своих детей. Его сыну было тогда 2,5 года, а дочке — 3 месяца. Дети систематически слушали радиопередачи для изучающих различные иностранные языки. В результате брат и сестра, ещё будучи совсем маленькими, понимали по-английски, -испански, -итальянски, -немецки и -французски, и это помимо хорошего владения родным языком.
Чем раньше начинается обучение, тем оно успешнее. Американский психолог Макроу провела эксперимент с двумя близнецами. Она научила их кататься на коньках, когда одному было 11 месяцев, а другому — год и 10 месяцев. Ребёнок, которого научили раньше, показал в дальнейшем лучшие по сравнению с братом результаты.
По-видимому, для обучения музыке, иностранным языкам, другим навыкам и умениям существуют свои наиболее благоприятные возрастные периоды. Однако для каждого ребёнка темпы развития и наиболее благоприятные моменты начала обучения могут отличаться. Поэтому не следует давать жёстких рекомендаций, чему, в каком именно возрасте и как учить ребёнка. В основу методики раннего обучения специалисты кладут главное правило: исходить следует из интересов ребёнка. Нельзя навязывать ему готовых, даже очень хороших и проверенных, моделей. Родителям следует лишь создать условия для обучения, обогатить культурную среду малыша, предоставляя ему самому возможность выбора. Родители должны очень внимательно наблюдать за тем, что и когда необходимо ребёнку, что ему интересно; для каждого ребёнка это может быть своё время и свои интересы.
Следует помнить, что в раннем возрасте запечатлевается всё попадающее в поле внимания малыша. То есть не только хорошие, по нашему мнению, образцы, но и «плохие» (а правильнее —иные!). Разумеется, и те и другие могут оказать влияние на развитие в отдалённом будущем.
Например, ребёнок, которого отправили к бабушке, говорящей на местном диалекте, скорее всего, вернувшись домой в годовалом возрасте, начнёт говорить как бабушка, хотя дома родители пользуются нормативным языком.
Но здесь не должно быть механического переноса на явления искусства. Так, Вы можете посчитать, что фальшиво спетая колыбельная способна надолго «ухудшить» музыкальный слух малыша и потребуются какие-то специальные приёмы, чтобы это запечатление исправить. Чаще всего никакой опасности в неточном материнском пении нет. Скорее наоборот — нужно всячески поддерживать это пение и не обращать внимания на искажение мелодии колыбельной песни. Дело здесь совсем в другом.
Во-первых, в раннем музыкальном развитии эмоциональная интонация гораздо важнее, чем музыкально-предметная (т.е. чем точное воспроизведение нот).
Во-вторых, мать для ребёнка — существо, которое равнозначно всему миру (а часто и заменяет ему весь мир!). И потому даже для взрослого человека нередко все песни делятся на две части: песни, которые ему пела в детстве мать, и все остальные песни.
Иначе говоря, совсем не главное, какую мелодию напевает мать, чтобы транслировать ребёнку жизненно необходимые настроения и эмоции покоя, комфорта, защищённости, нежности, элегичности, набожности или тревожности, взволнованности, сокрушённости и другие. Эстетические эмоции и настроения, а также признаки, обозначающие характер произведения искусства, являются самым элементарным «строительным материалом», из которого в дальнейшем вырастают все фантазии, идеи и мысли, в том числе образы и мысли музыки, литературы и живописи.
Поэтому самое важное — помнить: транслируя ребёнку художественное настроение через собственное пение, чтение стихов или рисование, Вы делаете наилучшее из того, что можете для него сделать. Ибо эстетическая эмоция универсальна, и нежность, запечатленная ребёнком в момент пения колыбельной (если это спето искренне и с любовью), останется в его фонде как основа будущего стихотворения, мелодии или световой композиции. А «неправильность» мелодии не сохранится и не повлияет на развитие музыкального слуха. Да и «неправильна» она лишь с точки зрения общепринятой в западной культуре ладовой системы; между тем исполнение народных песен не всегда безупречно в этом отношении, но они не менее ценны, чем образцы академического искусства.
Но однозначно плохо, если с ранних лет малыш никогда не видел хорошей живописи, не слышал классической музыки или гармонической поэзии. Тогда не стоит удивляться, что в юности ему всё это будет неинтересно, и он в своём человеческом развитии останется вне духовной культурной традиции, а его внутренний мир будет безусловно ущербным.
Комментарии