СОВЕТ №1: СМИРИТЬСЯ
Вы в курсе, что «быть обычным» — это норма? По официальной статистике, только 5% детей можно считать по-настоящему одаренными. И эта одаренность настолько заметна, что пропустить ее невозможно.
СОВЕТ № 2: ОБРАДОВАТЬСЯ
Жизнь в семье, где растет по-настоящему талантливый ребенок, подчинена строгому графику, жесткому расписанию и в целом подстроена под нужды этого самого талантливого ребенка. Потому что способности этого ребенка надо всерьез развивать: искать хороших (и отличных) преподавателей, ездить на занятия, тратить свои силы и время — в ущерб остальным членам семьи (да, у вас не будет времени ни на себя, ни на мужа, ни на других детей).
СОВЕТ №3: ОЦЕНИТЬ ПРОБЕЛЫ
Слишком увлекаясь ранним развитием ребенка и поиском его выдающихся способностей, вы рискуете упустить что-нибудь в других областях. Умеет ли ваш ребенок понимать чувства и эмоции других? Знает ли он, что такое дружба? Способен ли посочувствовать расстроенной маме или обиженной сестренке? Может ли понять, чем ему хочется заняться прямо сейчас? И, кстати, как у него с бытовыми привычками — умеет ли он сам убирать игрушки, накрывать на стол, справиться с лужей воды? В общем, лучше заняться развитием социального интеллекта и эмоциональной сферы — лишним это никогда не бывает!
ребенок не любит читать
СОВЕТ №4: ПРИВОДИТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ПРИМЕРЫ
А как у вас в семье вообще с талантами? Если ли выраженные способности у мамы и папы? Есть — отлично: не ставьте в пример родителей. Это, возможно, для вас сюрприз — но ваши дети вообще не обязаны быть как вы или идти теми же дорогами — даже если они уже проверены и протоптаны вами. Комбинации генов бывают самыми причудливыми, и у пары гуманитариев может родиться малыш, предпочитающий отвертку и микросхемы любым игрушкам, и у пары технарей — нежная принцесса, которая любит только менять наряды. Нет подходящих примеров? Не расстраивайтесь и любите ребенка таким, какой он есть!
СОВЕТ №5: ПОМНИТЬ, ЧТО ВСЕ МЕНЯЕТСЯ
Дети растут невероятно быстро, и так же быстро меняются и их интересы, и их возможности. Может, сегодня ваш ребенок — это источник сплошных родительских разочарований и неврозов, но вы не знаете, что будет через год, через пять и через десять лет. Ваша задача — любить, поддерживать и предоставлять условия для развития — желательно, по запросу. То есть если ребенок хочет заниматься скалолазанием — вы отводите его на скалодром, если испанским — находите репетитора. И самое важное — не требуете немедленных результатов.
СОВЕТ №6: ЗАБЫТЬ О ШКОЛЬНЫХ ОЦЕНКАХ.
По крайней мере, не придавайте им такого важного значения: и из двоечников вырастают яркие индивидуальности, а россыпь пятерок может говорить только о том, что у ребенка отличная кратковременная память и хорошие отношения с учителями.
СОВЕТ №7: НЕ ИДЕАЛИЗИРОВАТЬ.
Не преувеличивайте способности и таланты ребенка. Если над каждым рисунком вы восклицаете «Будущий Айвазовский!», если над раскуроченным пылесосом мечтаете о Нобелевке — расслабьтесь. Вам кажется, что у него талант? Уточните у профессионалов и не расстраивайтесь, если это не талант, а, скажем так, склонность.
СОВЕТ №8: ЧЬИ АМБИЦИИ?
Раздумывая о будущем ребенка, вы случайно не пытаетесь реализовать свои собственные мечты? Если вы задумаетесь и будете максимально честны перед собой, наверняка выяснится, что это именно вы хотели в детстве стать балериной, сделать самый крутой космический корабль и победить на соревнованиях по фехтованию. У ваших детей — свой путь, свои планы, свое будущее.
СОВЕТ №9: ОБРАТНЫЙ ОТСЧЕТ
Если вы надеялись, что ребенок гений, а он — обычный, есть риск разочароваться. Но если вы договоритесь с самой собой считать ребенка изначально обычным, то все его достижения и успехи будут вас радовать. Но, кстати, осторожнее с радостью по поводу достижений — а то ребенок будет думать, что вы любите его не просто так, а именно за его достижения. И в чем-то он, конечно, будет прав: если мамино хорошее настроение зависит от того, сколько пятерок он принес сегодня из школы и попал ли на следующий этап олимпиады — поневоле задумаешься. А вот любовь без условий — отличный старт для взрослой жизни.
ВЫ ЖДЕТЕ ОТ РЕБЕНКА БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОН МОЖЕТ, ЕСЛИ…
…Если, пока ребенок был дошкольником, вы увлеченно занимались его «ранним развитием»: он учился читать и считать по специальным методикам, у вас дома было множество развивающих пособий, и даже игрушки — максимально полезные.
…Если, помимо учебы, ваш ребенок занимается спортом, музыкой, рисованием, робототехникой и китайским языком, и все эти кружки выбрали для него вы. И, кстати, если на занятия вам приходится возить его на другой конец города.
…Если вы очень нервничаете, когда видите, как ребенок лежит на полу в своей комнате и задумчиво смотрит в потолок. Ведь в это время он не занят ничем полезным и развивающим!
…Если вы настаиваете, чтобы ребенок был отличником — хотя бы по тем предметам, где учеба дается ему без труда. И если вы вообще очень серьезно относитесь к оценкам и вопрос «А почему не пять, а четыре?» для вас — обычное дело.
…Если вы считаете, что ребенка можно «натаскать», натренировать и научить всему — главное, приложить побольше усилий. Усилия, разумеется, должен прикладывать сам ребенок.
…Если вы, радуясь успехам ребенка, обязательно отмечаете, что все могло бы быть и лучше, есть, что исправить, куда стремиться.
Комментарии