Как увлечь юного гуманитария программированием?

Как увлечь юного гуманитария программированием?

Досуг современного ребенка тесно связан с гаджетами, и у родителей это вызывает беспокойство: кажется, цифровые «игрушки» лишь отвлекают внимание чад от более важных занятий. Но за последние 10 лет мир очень сильно изменился и то, что к чему мы сами порой привыкаем с трудом, дается нашим детям легко и естественно. Это значит, что им проще стать не просто бездумными потребителями модных смартфонов, планшетов и приложений, а инноваторами, способными преобразить окружающую реальность с помощью технологий. Слово экспертам!
гуманитарий или технарь

ЗАЧЕМ РЕБЕНКУ РАЗБИРАТЬСЯ В ПРОГРАММИРОВАНИИ?

Начнем с ответа для амбициозных родителей — это очень перспективно. IT проникает во все сферы нашей жизни: «умными» становятся дома, транспорт и одежда, медицинскиие компьютеры уже способны ставить диагнозы с высокой точностью, а роботы-хирурги — успешно оперирует пациентов. Мы общаемся через мессенджеры, занимаемся спортом с фитнес-браслетами, даже подобрать себе гардероб на завтрашнее свидание можно через специальное приложение. Количество устройств, подключенных к Интернету, превысило численность населения Земли еще в 2008 году, а к 2020 году ожидается, что общая сеть будет связывать более 30 миллиардов гаджетов.

По оценкам оксфордских исследователей из Martin School’s Programme on the Impacts of Future Technology, в течение ближайших двадцати лет до 45% существующих рабочих мест в развитых странах будут заменены роботами и компьютерными программами. Это не означает, что люди останутся без работы — можно будет перейти в сферы, где машины не смогут конкурировать с человеческим разумом (связанные с творческой дейтельностью и коммуникацией) или, наоборот, искать общий язык с искусственным интеллектом, разрабатывая программы и создавая и обслуживая умные механизмы. Поэтому программисты и другие специалисты из сферы высоких технологий будут очень востребованы. По прогнозам Министерства труда США, количество вакансий в этой сфере с 2014 по 2024 год вырастет на 27%. Так что человек, интересующийся IT, точно найдет себе хорошее место.

ДОЧЬ ХОЧЕТ СТАТЬ РЕЖИССЕРОМ?

Деление на технарей и гуманитариев достаточно условно. Концентрация способностей одного типа «в чистом виде» — довольно редкое явление, часто же бывает так, что ребенок отстает по определенным предметам не потому, что у него нет способностей, а потому, что он не может найти общий язык с конкретным учителем или ему нравится только определенный тип заданий в этой сфере (например, школьник отлично решает логические задачи, но постоянно забывает, что минус на минус дает плюс, и из-за этого оценка снижается). Поэтому нелюбимому предмету стоит дать шанс, чтобы развитие было всесторонним. Что касается того, что девочки якобы от природы хуже успевают по математике и точным наукам, недавнее исследование ученых из университета Миссури доказало обратное: более низкие результаты у представительниц слабого пола обычно связаны с особенностями преподавания и гендерными стереотипами, из-за которых девочки меньше интересуются «мужскими» предметами.

АЛГОРИТМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И НОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Если ребенок точно не хочет связывать свою будущую профессию с IT, это не означает, что занятия программированием или робототехникой не будут для него полезны. Ведь они формируют определенный тип мышления — способность раскладывать любой сложный процесс на последовательность действий. Умение думать таким образом развивает логику и структурирует мысли, оно поможет оптимизировать повседневные процессы и сэкономить время и силы, что пригодится специалисту любой профессии. Кроме того, требования к базовой грамотности меняются со временем — если раньше «уверенному пользователю ПК» было достаточно уметь обращаться с почтой, Word и Excel, то в будущем знание азов программирования может стать само собой разумеющимся навыком практически для любого сотрудника. В медицине понадобится умение работать с гигантскими базами данных, в строительстве — навыки работы с 3D-принтером, учителя будут иметь дело с образовательными онлайн-платформами, и даже агрономам придется программировать сельскохозяйственных дронов и настраивать автоматические системы полива.

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Юрий Горвиц, кандидат психологических наук, специалист в области использования компьютерных технологий в образовании: «Существуют специальные методы вовлечения мальчиков и девочек в основы кодинга, например, такие упрощенные языки программирования, как Scratch или Alice. Это специальные «айтишные» инструменты, с помощью которых ребята могут с помощью очень простых действий создать работающую программу — например, какую-то незатейливую игру. Эти инструменты позволяют делать всякие интересные вещи с конструктором LEGO или роботом Arduino. Главное, чтобы это было весело, увлекательно и не слишком сложно. Хорошо, если дети потом смогут написать текст о получившейся игре или роботе, или снять фильм, или сделать мультфильм. Все, что связано с визуальными искусствами, хорошо объединяет гуманитарную и техническую задачи: с одной стороны, мы формулируем и озвучиваем какие-то смыслы (например, идею мультфильма), с другой, задаем последовательность задач, которые можно решить с помощью информационных технологий».

Дмитрий Судаков, руководитель проекта «Атлас новых профессий»: «Во-первых, нужно объяснить ребенку, как развиваются технологии и как может выглядеть мир будущего — рассказать о самых интересных изобретениях, познакомить с научно-фантастическими книгами и фильмами (известный изобретатель и миллиардер Илон Маск, например, черпает вдохновение в романах Айзека Азимова). Во-вторых, нужно разобраться, что интересно самому ребенку, и какие точки соприкосновения с миром технологий тут можно найти. Если у него есть интересное хобби, о котором он хочет рассказать другим людям, можно вместе с ним создать простейший сайт на основе конструктора вроде WIX, а потом перейти к более подробному изучению структуры веб-страниц и языков программирования. Лучше всего, если ребенок учится в ходе работы над увлекательным проектом: тогда он будет стараться ради конкретной цели, а не какой-то абстрактной пользы».
Наргиз Асадова, гендиректор школы профессий будущего CrushPro: «Важно объяснить ребенку, что кодинг — это необходимый навык XXI века, и его хотя бы базовое знание нужно не только технарям, но и представителям творческих профессий — например, журналистам и писателям. Чтобы создать свое медиа, нужно не просто воспользоваться простейшим конструктором сайтов, но и вникать в разные нюансы. Свою книгу сейчас можно выпустить без участия издательства, если умеешь пользоваться программами для верстки и иллюстрации. В Пало-Альто, «столице» Кремниевой долины, есть школы, где детей учат делать газеты, журналы, сайты, Youtube-каналы — для этого им нужно уметь программировать, снимать цифровое видео, монтировать его работать с графическими редакторами.

Если ребенку показать, как эти технологии могут быть связаны с его творческими амбициями, ему будет легко увлечься. У нас в школе мы с первого урока готовим детей к тому что они будут работать над каким-то проектом. Им нравится, что они что-то новое создают — это как умение рисовать, способность воплотить свою идею. На первый взгляд, программный код может выглядеть пугающим, но методики «плавного входа», позволяющие постепенно осваивать все более сложные приемы».

ПЕРВЫЕ ШАГИ

Заинтересовав ребенка темой IT, можно записать его в какой-нибудь интересный кружок — например, один из тех, о которых мы рассказывали в недавней статье. На таких занятиях ребенок может довольно быстро увидеть результаты своего труда — придумать дизайн какого-либо предмета и распечатать его на 3D-принтере, запрограммировать робота на простейшие действия или создать мобильное приложение. Но можно изучать программирование и дома — с помощью специально разработанных для детей инструментов и игр. При этом начинать можно очень рано, не дожидаясь, когда ребенок пойдет в школу — существуют интересные решения, ориентированные на детей от четырех лет, которые постепенно научат дошкольника мыслить в терминах кодинга и подготовят его к решению более сложных задач.

ПОЛЕЗНЫЕ ПЛАТФОРМЫ И ИГРЫ

Kodable — этот сервис в игровой форме учит алгоритмическому мышлению через управление поведением смешных персонажей. По словам создателей, начинать обучение можно с двух лет, но сервис пригодится и младшеклассникам. Занятия упакованы в продуманный курс, а мамы и папы смогут следить за успехами юных учеников через специальную «родительскую панель». Программа стоит $20, но можно попробовать ее и в бесплатной версии (правда, с ограниченным функционалом)
Scratch — уже ставшая классикой платформа, разработанная специалистами Массачусетского технологического института. Она рассчитана на детей от 8 до 16 лет, совместима с любой операционной системой и позволяет создавать мультфильмы, интерактивные рассказы, игры и другие проекты.
Code.org — бесплатный проект, предлагающий несколько 20-часовых игровых курсов информатики, рассчитанных на детей разного возраста.
CodeMonkey — простой бесплатный онлайн-курс программирования, замаскированный под увлекательную игру: нужно управлять крошечной обезьянкой, собирающей разбросанные бананы, создавая и запуская цепочки команд. С каждым уровнем задачи усложняются. Есть версия игры на русском языке.
Lightbot — еще один хороший стартовый вариант для дошкольников. Это игра для смартфона, где игрок должен проложить путь робота по определенной траектории — так, чтобы он мог зажечь лампочки в нужных местах. С ее помощью можно научиться составлять простейшие алгоритмы. Приложение стоит 229 рублей.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>