Вспомните ваше школьное детство. Наверняка в вашем классе был некий Петров или Сидоров, который был ну просто отъявленным хулиганом. Подкладывал кнопки на стулья, натирал доску сухим мылом и задирал девчонок. Каждый раз, когда его родителей вызывали в школу, он получал тумаков прямо в классе перед учительницей, а то и перед всем классом, а потом еще ждала «добавка» дома, отцовским ремнем.
Сейчас этот Петров, возможно, уже генеральный директор какого-нибудь ООО, а может, и обыкновенный водитель грузовика или бородатый сисадмин в том же ООО. Однако то унижение, когда мама трепала его за уши перед «училкой» или тридцатью одноклассниками, все еще живет в его памяти, как и подзатыльники от физрука или директора школы.
Почему-то дети в нашей стране не считаются полноправными гражданами до тех пор, пока им не стукнет восемнадцать. В маршрутке школьника сгоняет с оплаченного, между прочим, места какая-нибудь необъятная тетя; учителя не скупятся на оскорбления; воспитатели в детских садах иногда вытворяют просто чудовищные вещи. Часто посторонние люди считают себя вправе делать замечания чужим детям, а то и угрожать расправой.
А ведь ребенок, независимо от того, сколько ему лет, такой же человек и гражданин своей страны, которая гарантирует ему такие же права, как и взрослому, а чаще и больше прав. Тогда почему, если нас кто-то оскорбит или ударит, мы бежим в суд или милицию, а то и просто даем сдачи? Если нас обвиняют в чем-то, мы считаемся невиновными, пока наша вина не будет доказана.
А ведь в таких случаях, как с Петровым-Сидоровым, он уже был виновен, получив пару оплеух у всех на виду, хотя мог быть совершенно не причастен к произошедшему. Так же, как и какой-нибудь другой мальчишка из стайки подростков, который просто не смог убежать, и злобный дядька схватил именно его, хотя он и не собирался обстреливать окна из рогатки. И так же получал тумаков от родителей, которым и в голову не пришло прежде всего расспросить своего ребенка, показывая ему свое доверие, чтобы он не боялся сказать правду, а не раздавать затрещины у всех на виду, унижая его достоинство.
Кто еще защитит ребенка, кроме родителей? А если родители не спешат разобраться с произошедшим, выступая в качестве своеобразного следствия и суда, а сразу предпочитают наказать, чтобы удовлетворить постороннего человека и тем самым показать свою слабость и неумение воспитывать ребенка правильно и нормально? А если родители не спешат вникать в проблемы сына или дочери, когда те просят об этом, бросая: «Разбирайся сам(а)»?
В итоге не выходит ничего хорошего. Во-первых, ребенок теряет доверие к родителям и предпочтет обратиться за помощью к друзьям, которые не всегда могут дать правильный совет, а то и вообще насоветовать нечто аморальное. Во-вторых, пропасть между родителями и ребенком становится все больше и больше, и нечему тогда удивляться, что спустя годы выросшее чадо так же бросит старикам: «Разбирайтесь сами». А если пропасти нет, то страдания и переживания, которые испытывает ребенок, могут сделать его как минимум совершенно неуверенным в себе человеком, что никак не поможет ему во взрослой жизни.
Не позволяйте обижать ваших детей. Не спешите наказывать ребенка, не разобравшись в чем дело. Кроме того, каждый из нас имеет право на ошибку, но почему-то только взрослый может пожать плечами и сказать: «Ну, бывает…», а ребенок – нет, его ждет наказание. Участие посторонних в воспитании вашего ребенка в чем-то и нужная вещь — по крайней мере, так мы видим, что общество не равнодушно к самому себе, — но не стоит позволять этому обществу переходить границы дозволенного.
Комментарии