От того, как прошли первые два года жизни ребенка, будет зависеть его поведение в подростковом возрасте, считают авторы новой книги о подростках. В прошлый раз речь шла о детях, развитие которых проходило более или менее благополучно. Сегодня — о том, кто такие трудные подростки, и об их родителях: почему им стоит в первую очередь позаботиться о самих себе.
Кто такой трудный подросток
Трудные подростки
Почти все дети, которые страдают от хронических проблем с рождения до 11 лет, будут иметь значительные проблемы в отрочестве, и родители должны знать, что впереди их ждет немало «штормов».
И пусть даже не сами родители являются причиной возникновения проблем у ребенка, жить-то с ними все равно придется. Трудные подростки в нашем обществе пока составляют меньшинство, но их число растет.
В душе трудного подростка тлеет костер ярости, который вспыхивает с новой силой при следующих обстоятельствах:
он не терпит прикосновений;
он избегает визуального контакта;
он не желает помощи со стороны других людей;
он никому не доверяет;
у него существуют проблемы с обучаемостью и питанием.
Вероятнее всего, таким подросткам требуется профессиональная помощь, и родителям не следует стыдиться того, что придется за ней обращаться. Вот три способа, которыми родители могут выяснить, является ли их подросток трудным.
Во-первых, лучший вариант — это получить профессиональную консультацию у детского психолога или психиатра. Найдите профессионала, которому можно доверять.
Во-вторых, спросите мнения незаинтересованного стороннего человека, благополучно растящего детей-подростков. Не сравнивайте свои наблюдения с теми, у кого есть проблемы, сходные с вашими.
Благодаря друзьям или семинарам по воспитанию родители также могут выяснить, является ли их проблема нормальной составляющей подросткового возраста — или серьезной ситуацией, требующей привлечения профессиональных ресурсов.
Третий и наименее надежный способ — довериться собственной интуиции.
Не делайте вывод, что ваш подросток — трудный, только потому, что он совершает поступки, которые вам не нравятся.
Термин «разрушительный» (или «деструктивный»), как правило, означает, что поступок подростка не преподаст ему урок, а полученная травма не будет благотворной. Оно может также означать, что запомнившееся на всю жизнь болезненное переживание превзойдет ценность усвоенного урока.
К примеру, если девушка забеременеет от вашего сына, а он решит на ней не жениться, бремя алиментов будет довлеть над ним по меньшей мере 18 лет, что затмит собой все уроки, которые он мог бы усвоить в результате последствий своего безответственного поведения.
Взрослый мир сталкивает людей с гораздо более суровыми последствиями, чем те, которые выбрали бы для подростка большинство родителей. К тому же родители назначают последствия в контексте сочувствия: «Я позволю тебе пережить последствия твоего поступка, поскольку я люблю тебя», а взрослый мир в аналогичном случае будет настроен либо враждебно, либо безразлично.
Родители подростка: о ком заботиться в первую очередь
Родители проблемных подростков отреагируют на ситуацию оптимальным образом, если прежде всего позаботятся о себе и защитят остальных членов семьи. Мудрый родитель скажет: «У меня есть основания ожидать, что у Джо будут проблемы. Я должен позаботиться о том, чтобы остальные члены семьи и другие дети были в безопасности. Я не могу изводить себя чувством вины и не имею права обременять свою семью постоянными трудностями. Я не могу взваливать на семью финансовое бремя и подвергать ее риску утраты собственности в результате оплаты услуг психиатра или адвоката».
Этим родителям также стоит рационально снизить свои ожидания, ибо этого требует реальность ситуации. Разумные ожидания могут приглушить чувство боли и позволят избежать шока или чрезмерной растерянности, когда произойдет неприятное событие. Родители, которые не впадают в панику и отчаяние, реагируют на ситуацию более эффективно.
Молодой человек в подобной ситуации, до того, как окончательно покинет родной дом, более всего нуждается в положительном примере, в ролевой модели, демонстрирующей, как жить счастливой, здоровой, сбалансированной жизнью, пустившись в «свободное плавание».
Однако зачастую родители впадают в гнев и ярость, грозятся и обвиняют — то есть делают все, что угодно, только не заботятся о себе. Подросток в такой семье тоже теряет последний шанс научиться о себе заботиться. Вступая во взрослый мир, он с большой вероятностью повторит судьбу и ошибки собственных родителей. Он будет идти по жизни, обвиняя и осуждая всех остальных и пытаясь контролировать других людей, вместо того чтобы прежде всего обратить внимание на самого себя.
В большинстве случаев родители, предпринимая попытки позаботиться о себе, испытывают ужасные муки совести и чувство вины за собственный «эгоизм», хотя на самом деле выбирают наилучший возможный способ действия. Как ни парадоксально, именно внимание родителей к себе дает подростку возможность самому стать лучше.
Если члены семьи позволяют себе страдать из-за поступков Джо, пытаясь облегчить ему жизнь, они тем самым провоцируют его на деструктивное поведение. Ход мысли Джо: «Если я буду скверно обращаться со своими братьями и сестрами, мои родители будут обо мне заботиться. Если у меня будут неприятности с законом, мои родители внесут за меня залог».
В этом контексте помощь приносит только вред, становясь попустительством. Хотите увидеть людей, жизнь которым испортила такая «помощь»? Взгляните на тех, кто живет на государственное пособие. Посмотрите на родителей, которые «помогают» детям, давным-давно ставшим взрослыми людьми. Если человека вечно тащить на буксире, он никогда не научится заводить мотор. В результате люди становятся эмоциональными калеками, пока в их жизни не произойдет какое-то экстраординарное событие.
Родители — главные
Порой мы забываем о том, что и сами проходили через периоды отчуждения от родителей. Когда подростки начинают отстраняться от нас или переживают трудности, мы автоматически приходим к выводу, что сделали что-то не так. А то и мысленно возвращаемся к собственным подростковым безумствам — а потом набрасываемся на них в страхе, что они «что-то затевают».
Поскольку воспитательную деятельность родителей никто никак не оценивает, мы, вполне естественно, беспокоимся, что что-то может пойти не так. «Мой ребенок со мной не разговаривает: я должен что-то делать!». Но в большинстве случаев временное отчуждение — просто нормальная фаза развития, через которую проходят многие подростки.
Некоторые периоды даются нам труднее, чем другие, особенно если поведение подростка угрожает безопасности остальных членов семьи. Но, как правило, у нас есть неплохие шансы на то, что всё в конечном счете обернется хорошо, если мы будем помнить, что мы — родители, что мы — главные, что мы должны позаботиться и о себе и что наша цель — помочь своим детям вырасти и стать ответственными взрослыми.
Комментарии