Почему может возникать детский стресс? Это особого рода реакция ребенка на столкновение с чем-то новым, с чем он еще не умеет бороться, не умеет противостоять этому. Это могут быть нелады в семье (ребенок остро чувствует напряженность между родителями и другими членами семьи), развод родителей, катастрофы, травмы, насилие, появление нового ребёнка в семье, переезд, чрезмерные нагрузки в садике или в школе, расставание, даже недолгое, с родителями, смерть домашнего животного. Без помощи родителей, а зачастую и профессионального психолога ребёнку не справиться со стрессом.
Стресс проявляются по-разному в каждом возрасте, по каким же признакам можно определить, что наша кроха находится в стрессовой ситуации?
Симптомы детского стресса у грудных детей и малышей до 2-х лет:
-чрезмерная раздражительность;
-демонстративный отказ от кормления или потеря аппетита;
-ухудшение сна.
Симптомы детского стресса у малышей дошкольного возраста:
-возросшая требовательность и частое проявление негодования;
-«возвращение в детство» (ребёнок 3 – 5 лет снова берёт в рот пустышку, мочится в штаны и т.д.);
-чрезмерно усиленные детские страхи – не может уснуть из-за боязни темноты, смерти и т.п.;
-частые вспышки агрессии, постоянная нервозность или понижение настроения без видимой на то причины;
-появление дефектов речи;
-гиперактивность или, наоборот, снижение активности;
-слёзная реакция на новых людей или новые обстоятельства.
Симптомы детского стресса у школьников младших классов:
-частые жалобы на головные боли, боли в области сердца, тошноту;
-ночные кошмары;
-быстрая утомляемость;
-постоянное стремление попасть в какую-нибудь переделку, причинить себе вред;
-постоянные капризы и вызывающее поведение в течение целой недели и дольше;
-ложь;
-возвращение на предыдущую возрастную ступень: довольно взрослый ребёнок начинает вести себя как маленький («впадает в детство»);
-расстройства без видимой на то причины;
-озабоченность сверх меры своим здоровьем;
-нежелание посещать школу и гулять с друзьями – замкнутость, отрешённость от мира;
-агрессивное отношение к окружающим;
-педантизм и максимализм в работе по дому и в учёбе: ребёнок слишком старается, чтобы его постоянно хвалили;
-заниженная самооценка;
-беспричинные тревоги, волнения и страхи;
-падение успеваемости вследствие ухудшения памяти и внимания;
-дефекты речи или нервные тики: моргание, глотание, наматывание локонов на пальцы и т.д.;
-ухудшение сна и аппетита или, наоборот, постоянная сонливость и повышенный аппетит.
Детский стресс — помогаем преодолеть
Ребенку еще трудно выразить свои чувства и переживания словами, поэтому родителям, чтобы выяснить причину происходящего, важно прислушаться к разговорам, которые ребенок ведет со своими игрушками. В игре ребенок проигрывает важную для себя ситуацию, а в разговорах с игрушками он более откровенен, чем с родителями.
Основная трудность состоит в том, что, коли уж даже мы, взрослые люди, порой не можем справиться со стрессом, нашему малышу преодолеть эту душевную напряженность еще сложнее, так как он впервые столкнулся с этим, у него нет представлений о путях выхода из стрессового состояния, он беспомощен перед стрессом. Чтобы помочь ему справиться, мы должны вспомнить свои детские переживания и поделиться с ним личными способами и мерами борьбы со стрессом. Если даже наш опыт окажется непригодным в его ситуации, всё равно ребёнок немного успокоится, узнав, что не только у него бывают проблемы.
Также стоит обратить внимание на то, что, как и у нас, у детей психологическое состояние тесно связано с физическим, а потому, методы борьбы с детским стрессом должны включать не только игры, но и:
-обязательные ежедневные прогулки;
-хорошее питание;
-соблюдение режима дня;
-общение с родственниками и друзьями;
-физические нагрузки;
-обращение к психологу;
-расслабление с помощью прогулки в парке, просмотра мультфильмов, посещения развлекательных центров или кафе, массажа и т.д.
Игры особенно могут помочь ребенку справиться со стрессовой ситуацией. Например, прятки учат ребенка верить в то, что, несмотря на временное отсутствие, мама или папа всегда возвращаются. В игре можно проиграть тяжело перенесенную малышом ситуацию, породившую стресс, но так, чтобы конец у этой ситуации был оптимистическим. Хорошо помогает снять стресс быстрое, механическое рисование яркими красками, возможность вдоволь покричать. Не следует говорить ребенку в период стресса о его несостоятельности. Фразы, вроде «встряхнись, возьми себя в руки, ты обязан быть сильным» заставляют ребенка чувствовать себя виноватым. Помощь лучше предлагать ненавязчиво, подчеркивая, что при необходимости родители всегда рядом, но они оставляют ребенку право решать самому.
Комментарии