…Не знаю, как у вас, а у меня создается впечатление, что наше поколение родителей выросло в атмосфере, скорее, критики, чем похвалы. У предыдущих поколений была тяжелая жизнь, и они, может быть, боялись перехвалить нас, или же у них не так уж много было душевных сил на похвалу. И поскольку эта традиция «конструктивной» критики продолжалась несколько поколений, то создается такое ощущение, что мы больше знаем своих негативных качеств, чем позитивных)))), и вообще лучше разбираемся в том, «что такое плохо», чем «что такое хорошо».
Даже в детском саду, куда ходит моя дочь, висят памятки для родителей, что, мол, не стоит говорить ребенку просто «молодец», это ни о чем, просто положительное эмоциональное высказывание. А что же нужно говорить вместо этого?
Нужно хвалить ребенка подробно, описательно, чтобы он понимал, за что конкретно его хвалят. К примеру, ребенок только научился одеваться сам, и ему это делось нелегко. Возможно, он даже надел колготки задом наперед и перепутал правый и левый ботинок. Можно просто безэмоционально бросить ему: «Молодец!». А можно, чтобы поощрить этот позитивный навык, похвалив ребенка подробно: «Ты очень старался, долго учился и теперь ты умеешь одеваться сам. Ты можешь самостоятельно надеть трусы, колготки, майку, кофту, штаны, куртку, шапку, сапоги и варежки! Это большое достижение! Я очень рада, что ты этому научился! Вечером я расскажу об этом папе!».
Как-то так, я пока еще сама не очень хорошо научилась хвалить детей. А то получается, если ребенок, к примеру, обляпался едой во время еды в кафе, будучи одетым в парадную одежду, мы очень подробно и эмоционально его ругаем (хотя, в общем-то, это наша вина – что бы не дали ему фартук или вовремя не переодели в простую одежду). Потому что мы очень расстроились за дорогую вещь, которая (возможно) безнадежно испорчена. А очевидные успехи ребенка кажутся нам недостаточными или несвоевременными (мог бы и раньше научиться, как Ваня из соседнего подъезда, мог бы и запомнить, наконец-то, что у колготок одна полосочка впереди, а две – сзади!). И мы в результате или вообще ничего не говорим (заняты ж, опаздываем, как всегда), или отделываемся быстрым «Молодец!». Но самооценка ребенка при этом страдает: он больше запоминаем эмоциональную ругань, чем нейтральное слово «молодец». Он привыкает думать о себе как о неудачнике, а не как о победителе. А мы ведь хотим, чтобы он научился побеждать, не так ли?
Этот воспитательный прием, про который я сейчас пишу, называется «описательная похвала», и я узнала о нем в книге Ноэль Дженис-Нортон «Перестаньте наказывать, кричать, упрашивать». И хотя эта книга написана в достаточно назидательном духе, что мне обычно не нравится, но этот совет мне очень понравился и помог с моими детьми. Там есть и другие организационные советы подобного плана, типа, как, к примеру, ускорить сборы ребенка в школу, но сама автор рекомендует читать эту книгу и использовать советы из нее поэтапно: то есть, вначале освоить один воспитательный прием, а потом переходить к другому.
Давайте больше хвалить наших детей! Кто, если не мы, родители?
Комментарии