Оставайтесь позитивным в вопросах безопасности. Обеспечьте вашего ребенка четкими правилами безопасности на все случаи жизни, а также объясните причины, по которым эти правила так важны, и всегда говорите в положительном ключе. Например: «пожалуйста, иди», вместо «не беги!».
Слушайте и реагируйте (отвечайте). Используйте отзывчивый язык. Если ваш ребенок делает или говорит что-то, с чем вы не согласны, поговорите с ним (направляя в нужное русло) мягко и уважительно, а не тоном обличительного обвинения. Выслушайте внимательно и объясните, почему вы хотите, чтобы он следовал вашему правилу. Словесное руководство может быть примерно следующим: «Тебе нужно дойти до автобуса, оставаясь в безопасности, и для этого важно не упасть».
Подавайте хороший пример. Когда вы хотите проиллюстрировать ребенку как ему стоит поступать в определенной ситуации, объясните, почему вы делаете именно то, что делаете. Предоставление разъяснений очень полезно при обучении терпению и социальным навыкам, и помогает детям соединить в своем сознании чувства со словами. Вы можете наглядно привести ребенку следующий пример размышлений: «Мне действительно очень тяжело ждать своей очереди, чтобы покататься на качели. Я прям сейчас помчалась бы туда, но я подожду, пока та девочка докатается и встанет».
Закрепляйте позитивное поведение. Обучаете новому поведению? Обязательно закрепляйте достигнутые результаты каждый раз, когда у ребенка получается вести себя именно так, как вы того и добивались. Похвалите его непосредственно сразу же и потом снова через какое-то время, например, улыбкой, похлопыванием по плечу, пожатием руки или особым видом деятельности, — все это будет иметь для него большое значение.
Делайте содержательные комплименты. Ваша похвала должна быть конкретной, подробно описывающей и понятной. Вместо того чтобы сказать «здорово», скажите: «Как замечательно, что ты вспомнила, что перед игрой с куклами тебе надо было убрать в своей комнате». Этот содержательный отклик будет подпитывать уверенность ребенка в себе. Вместо того чтобы подчеркнуть конечный результат («какая прекрасная картина»), сосредоточивайте ваше внимание на процессе («видно, что ты вложила в свой рисунок много труда и стараний, особенно эффектно тебе удалось использовать синюю краску»).
Игнорируйте плохое, но «доброкачественное» поведение. Если вы будете ругать вашего ребенка, когда он будет плохо себя вести, это может подпитать его жажду внимания. Если же вы не станете заострять свое внимание, а просто проигнорируете его какое-то не очень серьезное, хотя и раздражающее поведение, ваш ребенок, скорей всего, не захочет повторить его снова. Понаблюдайте за разницей в эффекте от того, хвалите ли вы ребенка за хорошее поведение или упрекаете за плохое! Важно, что это правило применимо только для неразрушительного, неопасного поведения, т.к. агрессивное и вредоносное поведение и поступки никогда не должны игнорироваться.
Предоставьте варианты. Чтобы способствовать самостоятельности, предоставьте ребенку выбор между двумя вариантами. Если вы попросите его помочь вам с уборкой дома, ваша просьба может спровоцировать ссору. Поэтому лучше предоставьте ему на выбор несколько видов работы, сказав следующее: «Пришло время убрать в доме. Ты хочешь убрать тарелки или свои игрушки?». Такой подход позволит вашему малышу почувствовать уважение к себе.
Переключите ребенка на приемлемую альтернативу. Если ваш ребенок не правильно себя ведет, отвлеките его от проблемного фактора и перенаправьте на другой вид деятельности. Вместо того чтобы ругать, предоставьте альтернативные варианты, которые ребенок сможет успешно выполнить: «Доченька, это не безопасно тянуть на себя самую нижнюю коробку в стопке. Пожалуйста, помоги мне выбрать красивые яблоки для сегодняшнего пирога».
Способствуйте решению проблем. Способствуйте развитию критического мышления и навыков решения сложных ситуаций. В процессе работы с проблемой направьте ребенка на выполнение пяти последовательных шагов с использованием следующих вопросов:
В чем состоит проблема?
Что ты можешь сделать?
Что может случиться, если…?
Выбери решение и используй его.
Посмотри, оно сработало?
Соедините действия и их последствия. Помогите ребенку понять причинно-следственную связь между поведением и его последствиями. Это поможет ему повторить желаемое поведение («Ты не вымыла руки перед обедом. Пожалуйста, пойди в ванную и вымой их»), совершить что-то хорошее после плохого («Сыночек, если мы нарисуем в книге, другие дети уже не смогут ее использовать; пожалуйста, сотри свои пометки») и понять, что за определенный проступок могут быть отменены привилегии («Я напоминаю тебе, что ты не должен, сидя за столиком для рисования, плескать водой в других детей. Сегодня ты будешь играть отдельно от них»).
Комментарии