Музыкальная терапия представляет собой древнейшую и наиболее развитую форму врачевания посредством искусства, ведь связь между музыкой и медициной восходит к истокам истории человечества.
Тадеуш Натансон (педагог и композитор, автор книг по музыкальной терапии) пишет, что уже древние египтяне, греки и римляне знали и ценили благоприятное воздействие музыки на функциональную активность человека, поэтому использовали ее во время целительных обрядов. В XVIII веке влияние музыки с большим интересом изучалось научными медицинскими дисциплинами (первой ею заинтересовалась психотерапия). А во время Второй мировой войны музыка была признана терапевтическим средством, что имело важное значение для ее распространения, в том числе и в образовательных заведениях.
Музыка как вид искусства, такая близкая и необходимая людям, является универсальным средством общения в различных культурных кругах. Это специфический язык, который рождается из личных эмоций и удовлетворяет потребность в эстетических переживаниях. Музыка позволяет большую свободу в проявлении своих эмоций, потому что владеет всей палитрой разнообразных выразительных средств, реализуемых через звуки, в которых преобладают те или иные чувства.
Сегодня музыка используется не только во время музыкотерапии, но также и во время обучающих занятий, как метод всесторонней и многоаспектной стимуляции развития. Учитывая естественные потребности ребенка, она чаще всего принимает форму активной терапии. Благодаря общению с ней дети могут освободиться от запретов и забыть об ограничивающих их трудностях.
Психологи утверждают, что невербальные средства общения играют особую роль в отношениях с детьми, не имеющими еще сформированного понятийно-смыслового аппарата, каким обладают взрослые. Не трудно заметить, что именно движения и пение, которые являются выражением музыкальной экспрессии, составляют у детей элемент их естественной активности и благодаря этому находятся гораздо ближе к ребенку, позволяя ему «высказаться» и быть услышанным.
Музыкотерапия полезна как для здоровых детей, так и для детей с ограниченными возможностями, причем в случае вторых акцент делается на реализацию дополнительных целей, совместимых с потребностями конкретного ребенка. Музыкотерапию с успехом используют специалисты и педагоги в лечении детей с церебральным параличом, аутизмом, с разного рода нарушениями слуха, зрения, умственной отсталостью, а также у детей с нарушениями поведения или СДВГ, которых в наших детских садах и школах становится все больше и больше. Занятия музыкотерапией помогают в равной степени, как для успокоения чрезмерно агрессивного ребенка, так и для активации ребенка неуверенного в себе, застенчивого и боязливого. А значит, благодаря такому преображению можно устранить поведение, создающее проблемы в группе сверстников.
Также музыкальная терапия позволяет выявлять на самых ранних стадиях нарушения в области слухового или зрительного восприятия, моторики и зрительно-слуховой ориентации и устранять их благодаря применению соответствующих упражнений. Занятия музыкотерапией очень полезны в приобретении лучшей концентрации внимания, умения подчиняться определенным правилам и ждать своей очереди. Музыкальная терапия стимулирует развитие ребенка, помогает в формировании личности и лечении ее дисфункций; развивает память и наблюдательность. Она рекомендуется детям, которые испытывают трудности с латерализацией (левополушарной/правополушарной) и пространственной ориентацией.
Главная цель музыкально-терапевтической деятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста выглядит следующим образом:
помощь в общем развитии;
улучшение моторики;
стимуляция эффективности умственного труда, познавательной деятельности, развитие чувств, внимания и памяти;
стимулирующее действие на эстетическое развитие;
творческое и эмоциональное развитие, которое благодаря соединению музыки, пластики и поэзии позволяет в полной мере использовать потенциал маленького человека;
удовлетворение естественной потребности детей в обучающем развлечении;
поощрение активного музицирования, пения, игры на музыкальных инструментах;
предоставление возможности свободного самовыражения, собственной вербальной, двигательной, вокальной и эмоциональной экспрессии;
снятие эмоционального напряжения;
увеличение веры в собственные возможности и повышение самооценки;
разблокировка чувств и раскрытие эмоций или напряжения;
разрядка, устранение различных негативных эмоций и развитие положительных эмоций;
успокоение, расслабление, состояние отдыха или же, наоборот, активации;
помощь в избавлении от стресса;
устранение агрессии;
межличностное общение.
Поскольку музыка воспринимается не только посредством органов слуха, она побуждает к действию весь организм. Элементы музыкального произведения, которые слышит человек, а именно ритм, динамику, гармонию, штрихи, окраску звука или мелодию, резонируют по всему телу, мозгу и сердцу. По мнению Жака-Далькроза (швейцарского композитора, создателя ритмики как области музыкального обучения), движение в такт с музыкой активизирует работу нервной системы ребенка, интенсифицирует деятельность головного мозга, гармонизирует психическую деятельность, стимулирует физическое и психическое развитие. Это происходит потому, что человек получает впечатления через всю нервно-мышечную систему. Жак-Далькроз считал, что стремление к гармонизации мозга и тела через движение имеет большое значение в реабилитации, а музыка является тем элементом, который непосредственно способствует такой гармонизации. Эмоции, сопровождающие общение с музыкой, не только являются интеллектуальными эмоциями, но и посредством чувств воздействуют и приводят в движение весь организм.
Существуют различные виды занятий музыкотерапией, которые можно использовать в детском саду или школе, а также во время игры с детьми дома. Вот некоторые из них:
психогимнастические упражнения (мимические и пантомимические этюды с иллюстрацией песни с помощью звукоподражания и имитационных жестов, отображающих ее текст);
речевые игры и инсценировки (для этого распределяются различные роли, связанные с содержанием песни, используя игрушки, кукол, марионетки и т. д.);
артикуляционная гимнастика с помощью слов песни;
слуховые упражнения (развивают чувствительность к тону, ритму, мелодии, темпу речи) — аудирование, имитация и повторение звуков, распознавание звуков;
музыкально-ритмические упражнения и танцевальные импровизации (достижение соответствия движений с ритмом музыки, а также воспроизведение ритма конкретной песни или строки с помощью простых элементов, таких как притопы или хлопки в ладоши);
соединение музыки с рисунком и мелкой моторикой (дети рисуют то, что представляют себе во время прослушивания композиции, а малышам предлагаются тематические раскраски);
пассивная музыкотерапия — послеобеденный отдых под релаксационную музыку с мягким, приглушенным, басовым звучанием.
Музыка является универсальной силой, которая воздействует на человека комплексно, независимо от возраста, образования или социального статуса. Музыка сближает нас с энергией природы, которая еще не до конца познана нами! К тому же, она позволяет разблокировать эмоции без помощи врача или психотерапевта. В свою очередь, пение и танец на протяжении веков являются лучшей формой терапии, эффективно высвобождая в нас радостные и прекрасные стороны личности.
Комментарии